Найти тему
Стелла Ларсен

Почему уровень ДТП в Норвегии значительно ниже, чем в других странах. Мои наблюдения

Вдоль норвежских дорог - напоминание о необходимости соблюдения мер безопасности. надпись на знаке: "засыпаешь - остановись и поспи." Фото автора.
Вдоль норвежских дорог - напоминание о необходимости соблюдения мер безопасности. надпись на знаке: "засыпаешь - остановись и поспи." Фото автора.

ВОЗ периодически публикует доклад о количестве смертей в результате аварийности в мире.

В последней публикации ТОП-10 самых безопасных стран в 2019 году по количеству смертности в ДТП (количество погибших на 100 тыс. человек) выглядит следующим образом:

  1. Мальдивы 0,2 человека
  2. Норвегия 1,9
  3. Швейцария 2,2
  4. Сингапур 2,2
  5. Швеция 2,8
  6. Великобритания 3,3
  7. Япония 3,6
  8. Германия 3,9
  9. Ирландия 4,1
  10. Нидерланды 4,2

Среднее значение по Европе — 5.0. Самый высокий показатель среди стран постсоветского пространства у России - 18. Украина - 13.7

Хочу поделиться своими соображениями о причинах такого высокого показателя безопасности норвежских дорог. Их несколько.

Тщательная практическая подготовка водителей. Моя соседка по курсам филиппинка Кейт обучается на курсах вождения уже около семи месяцев. Теоретическую часть она сдала сравнительно легко после около полугода изучения. а вот с практической частью дела обстоят сложнее. Причем уже потратила на свое обучение суммарно около 6 тысяч евро.

Подготовка на норвежских водительских курсах включает в себя:

  • Вождение - обучение как минимум в течение 30 часов. Причем количество часов вождения может быть увеличено. Подход строго индивидуален. Сколько скажет инструктор, столько обучаемый и будет ездить. С некоторыми из студентов преподаватель может в вежливой форме отказаться от дальнейших занятий, посчитав это делом бессмысленным.
  • Курс безопасности на дороге представляет из себя 5-часовую теорию и 8- часовую практику. Включает в себя обязательное обучение вождению в условиях гололеда на специальном полигоне.
  • Курс вождения на дальние расстояния включает в себя восемь часов практических занятий.
  • Курс обучения правильной манере обгона - 2 часа практики и теоретическая часть.
  • Управление автомобилем в темное время суток - 6 часов теории и практические занятия.

После прохождения этой обязательной части обучения и сдачи теоретического экзамена можно сдавать и практическую часть. В течение часа испытуемый с инспектором катаются по случайно составленному маршруту, полученному инспектором перед самым выездом. Причем дорога может быть совершенно незнакома испытуемому.

Обучение обычно занимает срок 4-5 месяцев. Стоимость его, в зависимости от необходимых часов, в среднем 3-4 тысячи евро. Кейт, моя знакомая по языковым курсам, экзамены по вождению так и не сдала. Ей пришлось ехать из Бергена на остров Сутра и ездить там по дороге. Потратила при этом уже , по ее словам, около шестидесяти тысяч крон, что соответствует сумме в шесть тысяч евро. Теперь готовится сдавать вождение заново.

Высокие стандарты обучения вождению в Норвегии подтверждаются и статистикой ДТП, и признанием норвежских водителей одними из самых дисциплинированных*/ в мире.

Вспоминая свое обучение в автошколе Воронежа, могу отметить, что моя там подготовка была гораздо менее тщательной. Хотя экзамены я сдала без особого труда и имею российские водительские права.

Поведение норвежских водителей на дороге всегда вежливо-предупредительное. При необходимости разъезда на узкой дороге всегда уступают дорогу друг другу. Причем строгих правил нет. Обычно делает это тот, кому проще совершить маневр. Нередко приходится давать задний ход. Разъезжаются с улыбкой и приветствием друг друга взмахом руки. Кто бывал в Западной Норвегии, тот знает насколько дороги здесь узки и извилисты с ограничением видимости. На участках дорог с частыми ДТП скорость обычно ограничена, и водители ее неуклонно придерживаются. Способствует этому и штраф в 2-3 тысячи крон (200-300 евро).

И взрослые, и маленькие дети ездят на велосипедах всегда в шлемах. Фото автора.
И взрослые, и маленькие дети ездят на велосипедах всегда в шлемах. Фото автора.

Соблюдение правил личной безопасности. Этому обучают с детства не только в детском саду и школе, но и родители личным примером. В темное время суток и дети, и взрослые во время прогулок надевают в обязательном порядке светоотражающие жилеты или повязки на рукав. Светоотражающие игрушки прикреплены к ранцам школьников.

На собак при прогулке в темное время тоже надевают жилет с отражателем и часто на ошейнике - мерцающие лампочки.

И взрослые, и маленькие дети ездят на велосипедах всегда в шлемах.

Ремни безопасности в обязательном порядке бывают пристегнуты и на переднем, и на заднем сидении. Это требование - и для автобусов. Особенно строго эти правила соблюдаются при перевозке детей в школьном автобусе. Сестру моей литовской подруги Дианы оштрафовали на 2000 крон за то, что она не пристегнулась при поездке в автобусе из Бергена в Ус. Она о такой необходимости даже не знала, только что приехав из Литвы.

Развитая дорожная инфраструктура.

На дорогах страны - хорошее качество дорожного покрытия. Вдоль автотрасс - велодорожки и пешеходные дорожки. Большинство пешеходных переходов на оживленных трассах - контактно- нажимные. Въезд автомобилей в жилую зону как правило ограничен. Гаражи и стоянки - по внешнему периметру жилой зоны или в подвальной части здания. Скорость транспорта в жилой зоне ограничена обычно 30 км/час.

Вдоль дорог нет отвлекающей внимание водителя рекламы. Лишь напоминание о соблюдении необходимых мер безопасности.

В тоннелях длиной в несколько километров, где вероятен риск заснуть за рулем, на краю дорожного полотне делается полоса с насечкой. Когда колеса автомобиля наезжают на нее, водителя начинает трясти. Подразумевается, что это не даст водителю уснуть за рулем.ё

Многие участки дорог, где видимость ограничена, установлены зеркала. Фото автора.
Многие участки дорог, где видимость ограничена, установлены зеркала. Фото автора.

На многих участках дорог, где видимость ограничена, установлены зеркала с целью улучшения видимости для профилактики возможных транспортных происшествий.

График показывает снижение статистики ДТП в процентах к уровню 2005 ода. Зеленый цвет - со смертельным исходом. синий - с тяжелыми последствиями для здоровья. Желтый - легкие повреждения. За 100% взят уровень 2005 года.
График показывает снижение статистики ДТП в процентах к уровню 2005 ода. Зеленый цвет - со смертельным исходом. синий - с тяжелыми последствиями для здоровья. Желтый - легкие повреждения. За 100% взят уровень 2005 года.

В Норвегии автомобильный парк в хорошем техническом состоянии. В странах Восточной Европе одна из причин высокого процента ДТП с летальным исходом — изношенность автопарка и его плохое техническое состояние. Например, автобусы в нашей деревне Ус не старше 5 лет на данный момент...

А в России, к сожалению, автошкола временами напоминает школу лейтенантов времен войны. Научили чему-нибудь и как-нибудь, права дали и вперёд... а потом на всех каналах телевидения показывают репортажи о том как молодая девушка задавила детей на пешеходном переходе, отвлекшись на разговор по телефону или просто перепутав педаль газа с газ с тормозом. Возможно, за такое надо не только инструктора, но и автошколу лишать лицензии.

Буду рада вашему мнению в комментариях.

Источник https://nonews.co/directory/lists/countries/mortality-road-traffiс. Www.ssb.no.

Можно прочитать:

В гостях у норвежского фермера Тронна. Его участок. Как выглядят дома соседей- фермеров
Стелла Ларсен