Или лучше научить его другим важным вещам? Например, говорить «нет» и принимать отказ, а также понимать, что есть чужие вещи и без разрешения их брать нельзя.
Сейчас, когда я мама двоих детей, старшей из которых десять лет, я намного лояльнее отношусь к себе, спокойнее к детям и проще ко многим ситуациям. Например, к тому, что мой ребёнок хочет чужую вещь или, наоборот, не желает делиться своей. Родители растили меня воспитанной и тактичной девочкой. При чём здесь моё материнство? А при том, что в разных ситуациях я, увы, вставала не на сторону своего ребёнка, а на сторону посторонних людей. Меня приучали к тому, что интересы других очень важны и, возможно, даже важнее моих. К сожалению, это оказало влияние и на мою старшую дочь.
Сидит моя девочка в песочнице и отложила игрушку. Подходит чужой малыш и тянется к ней. Мой ребёнок против, но я уговариваю отдать и даже стыжу, чтобы она не жадничала. Если же дочка пытается взять чужую вещь, то я не разрешала ей ничего брать. После этого я испытывала угрызения совести. Да, другие мамы посмотрели на меня с благодарностью. Да, я заставила своего ребёнка поделиться. Но что чувствовала моя дочь?..
Я выработала для себя два правила, которые позволяют гасить конфликты до их появления и чувствовать себя спокойно. Их подсказали мне другие люди в разных ситуациях.
Умение говорить «нет» и принимать отказ
Первый случай был во время игры в парке. Мы гуляли со знакомыми, и моей дочери захотелось взять игрушки мальчика. Его мама спрашивала у сына разрешения на каждый предмет. Когда он ответил: «Нет», знакомая спокойно сказала: «А ведёрко Серафим тебе не отдаст». Всё! Моя дочь совершенно спокойно это восприняла, не заплакала, не закапризничала и даже не расстроилась. Теперь, когда кто-то хочет взять игрушку моей младшей трёхлетней дочери, я всегда спрашиваю её мнение и прошу разрешить поиграть. Чаще всего она соглашается, но если был отказ, то я от неё ничего не требую. Если другой ребёнок пытается забрать игрушку силой, то я не позволяю этого сделать, а предлагаю малышу попросить вещь у хозяина. Если снова прозвучит «нет», то игрушка останется у дочери.
Этим летом мы гуляли с дочерью, и я наблюдала очень знакомую мне картину. Мама с двухлетним ребёнком приходила на площадку. Туда же приходила бабушка с двумя внучками 4 и 6 лет. Девочки никогда ничего с собой не приносили, но активно забирали игрушки у малышки. Мама общалась с бабушкой. Когда ребёнок поднимал крик при отъёме очередной игрушки, краснеющая мама говорила: «Настя, не жадничай, отдай игрушку». Бабушка осуждающе поджимала губы, а девочки дразнили несчастную маленькую хозяйку «жадиной-говядиной». Говорить что-то молодой маме было бесполезно, к сожалению, мнение постороннего человека для неё слишком много значило, как и для меня 9 лет назад.
Понятия «своё» и «чужое»
Вторая ситуация была в больнице. Мы сидели в очереди на процедуру, и другая мама не позволила дочери взять игрушку моей дочки. Когда я сказала: «Пусть возьмёт, она же маленькая». Женщина ответила: «Нет, надо уже привыкать к тому, что есть чужие вещи». Ребёнку было 1,5 года. Второе правило – формирование понятие «чужого». Нельзя брать чужое без спроса – это неизменное правило. Всегда следует спросить, нельзя взять просто так ни у кого: ни у постороннего человека, ни у мамы, ни у сестры, ни у бабушки. Это позволяет избежать слёз и истерик при отказе. Ребёнок знает, что чужое брать нельзя.
Учу ли я своих детей делиться? Конечно. Я всегда предлагаю детям дать поиграть свою игрушку другому и даже пытаюсь уговорить, если просит чужой малыш. Но мнение моего ребёнка будет в приоритете, и он имеет право сказать: «Нет». Очень прошу всех воспитанных мам: поддержите своего малыша.
А вы согласны с этими правилами или учите детей другому?
Читайте также в нашем блоге: