Найти в Дзене
Настя, разберись!

Почему банки не имеют права навязывать страховку кредита и как вернуть деньги, даже если уже подписали договор

Оглавление

Недавно двоюродная сестра пожаловалась, что вместе с кредитом на новый айфон ей пришлось оформить страхование жизни и здоровья. Якобы сотрудник магазина намекнул, что без этого банк заем не одобрит.

Я сразу успокоила ее — от страховки можно отказаться, даже если договор уже подписали, и вернуть деньги. Рассказываю, какие есть нюансы и что мы сделали в этом случае.

Можно ли отказаться от страховки сразу же

В теории — можно. Я знаю три закона, которые запрещают банкам требовать от вас страховать жизнь и здоровье:

  • Закон о защите прав потребителей. Там говорится, что никто не имеет права заставлять купить одну услугу, чтобы появилась возможность воспользоваться другой.
  • Статья 935 Гражданского кодекса России. В ней тоже написано, что страхование жизни и здоровья — дело добровольное.
  • Решение Президиума Федеральной антимонопольной службы от 5 сентября 2012 г. №8-26/4. Опять-таки банкам запрещено навязывать клиентам дополнительные услуги к займам. Все должно быть по обоюдному согласию =)

К сожалению, наши реалии таковы, что часто людям отказывают в выдаче кредита, если они не купят полис. А еще им могут увеличить процентную ставку. Это еще одна хитрость банков: если не страхуешь жизнь и здоровье, заем обойдется дороже.

Смотрите, в одном из банков, если берешь кредит 100 000 рублей со страховкой, процентная ставка — 8,9%. А если без страховки, уже 15,9%, и ежемесячный платеж увеличивается на 400 рублей
Смотрите, в одном из банков, если берешь кредит 100 000 рублей со страховкой, процентная ставка — 8,9%. А если без страховки, уже 15,9%, и ежемесячный платеж увеличивается на 400 рублей

А еще по закону банки не обязаны объяснять клиентам причины отказа в выдаче кредита. Получается такой замкнутый круг: я могу не брать страховку, но банк тогда может не одобрить мне заем.

Варианты страхования жизни и здоровья

  • Индивидуальный договор — вы заключаете соглашение со страховой, а банк работает как посредник.
  • Коллективный договор — банк покупает полис у страховой, а затем добавляет в него заемщиков.

Сестре предложили индивидуальный договор, и ей пришлось его подписать, потому что айфон ну очень хотелось. Хотя в принципе порядок действий, чтобы отказаться от страховки, одинаковый. Различия только в итоговой сумме, которую можно вернуть. Об этом расскажу дальше.

Как отказаться от страховки после оформления кредита

На следующий день сестра приехала ко мне и мы приступили к операции — стали возвращать деньги за навязанную страховку.

Шаг 1. Убедиться, что с момента подписания страхового договора прошло не больше 14 дней.

В течение этого срока его можно расторгнуть и вернуть деньги. Это называется «период охлаждения». Если через месяц решите, что страховка не нужна — увы, вы опоздали. С момента покупки айфона прошло всего 3 дня, так что времени у нас было много.

Шаг 2. Собрать документы:

  • Заявление об отказе от услуг страхования. Единого государственного стандарта нет, у каждой страховой может быть свой шаблон, найти его можно на сайтах компаний. Если нет, можно написать заявление в свободной форме. Типа «Я, Иван Иванович, прошу расторгнуть договор страхования». В нашем случае мы нашли шаблон и просто заполнили его.
  • Паспорт.
  • Квитанцию об оплате страховой премии.
  • Договор кредитования.
  • Платежные реквизиты, куда страховщику нужно будет перечислить деньги.
Вот пример заявления для отказа от страхования
Вот пример заявления для отказа от страхования

Шаг 3. Отдать документы страховой компании.

Мы отнесли их лично в офис, хотя можно было отправить по почте заказным письмом и обязательно с уведомлением о вручении. Я как представила очереди в почтовом отделении, желание идти туда сразу отпало =)

Когда относишь документы лично, важно попросить сделать копию всех бумаг с печатью и подписью ответственного сотрудника, что их приняли. А то мало ли, вдруг потом страховая заявит, что «мы ничего не получали».

Кстати, документы нужно отдать именно в страховую, а не в банк, если вас застраховали по индивидуальному договору. Если у вас договор коллективного страхования, надо обратиться в офис банка, который отвечает за страховку. Адреса обычно указывают прямо в договоре.

Шаг 4. Ждать =)

Страховая в течение 7 рабочих дней должна вынести решение, возвращать деньги или нет. Об этом сообщат по телефону, в СМС или по электронной почте. Все зависит от компании. Сестре положительный ответ пришел уже через 4 дня.

Шаг 5. И еще немного подождать =)

Если вам вынесли положительное решение, в течение 10 дней деньги должны прийти на счет. Если не пришли, можно направить претензию сначала в главный офис страховой, потом в Роспотребнадзор. Обычно этого достаточно, чтобы расшевелить компанию. В крайнем случае можно идти в суд, но, я думаю, до такого доходит крайне редко.

Сестра получила деньги через неделю, и мы отметили это событие в кафе за стаканчиком мороженого :)

Пара нюансов:

  • При индивидуальном договоре страхования деньги вернут с вычетом суммы за уже оказанные услуги. Если вы написали заявление через 10 дней, то договор действовал это время, значит, вычтут несколько сотен рублей. Сестра сообщила, что с нее удержали 200 рублей с копейками.
  • При коллективном страховании банк вычтет свою комиссию и 13% налога. Я считаю, что это несправедливо, но что поделать :(

Может ли страховая отказаться вернуть деньги

По закону страховые обязаны возвращать деньги, если клиент успеет обратиться в течение 14 дней. Отказаться они могут только по веским причинам, и их не так много.

Если уже наступил страховой случай и компания сделала выплату. Например, застраховали жизнь и здоровье от тяжелых заболеваний, через пару дней заболели, а через неделю СК уже перечислила деньги.

Допустили ошибку в документах или не предоставили все бумаги. Перепутали одну букву в названии страховой компании, забыли приложить платежные реквизиты — это повод отказать вам в выплате. Тогда нужно исправлять ошибку и заново отправлять бумаги, а «период охлаждения» будет заканчиваться. Так что будьте внимательны!

Клиент пытается мошенничать. В некоторых случаях недобросовестные люди умудряются обманывать страховые и банки и получают выгоду при возврате страховки. Если компания это докажет, она имеет право отказаться расторгнуть договор и возвращать деньги.

Нужно ли вообще отказываться

Страхование жизни и здоровья — это не вселенское зло = ) Я думаю, в некоторых ситуациях от него лучше не отказываться. Например, если оформляете ипотеку на 25 лет. Мало ли что может случиться за это время (тьфу-тьфу!) — полис вас тогда выручит.

Но есть и более меркантильная причина. Если захотите расторгнуть договор страхования, процентная ставка вырастет настолько, что переплата будет слишком большой, и вы уйдете в минус.

В нашем случае сестра взяла кредит на айфон на год, но рассчитывает погасить его за 5–6 месяцев, поэтому ей выгодно вернуть деньги за страховку.

Может, вы тоже сталкивались с ситуацией, когда банки пытались навязать вам страховку по кредиту? Поделитесь своей историей в комментариях или задавайте вопросы — я как опытный человек отвечу и помогу чем смогу :)