Найти тему
Владислав Панкратов

Сокольническую линию могут продлить до Ярославского шоссе — обзор

Оглавление

Сразу несколько источников сообщают о планах продлить Сокольническую линию в Ярославский район

Общая схема продления Сокольнической линии до Ярославского шоссе.
Общая схема продления Сокольнической линии до Ярославского шоссе.

Добрый день, дамы и господа!

В интернете появилась информация о планах продлить красную линию от станции метро «Бульвар Рокоссовского» до Ярославского шоссе, ближе к МКАД. Пришла пора разбора и анализа возможного продления.

Источники информации

  • 1) Портал Nashtransport.ru.
Скриншот сообщения инсайдера "Сура" на портале nashtransport о продлении Сокольнической линии в Ярославский район
Скриншот сообщения инсайдера "Сура" на портале nashtransport о продлении Сокольнической линии в Ярославский район

Nashtransport.ru - один из крупнейших порталов любителей общественного транспорта, по большей части метрополитена.

Среди пользователей портала есть также бывшие и действующие сотрудники метрополитена, градостроительных институтов и организаций, которые хотят поделиться внутренней информацией о проработке тех или иных вариантов развития метрополитена и т.д.

Что и произошло 27 июля 2024 года. Инсайдер "Сура" разместил информацию о проработке Институтом Генплана Москвы проекта продления Сокольнической линии в Ярославский район.

  • 2) Телеграм-канал "Недвижимость инсайды".
Скриншот поста в телеграм-канала о застройке бывшего арсенала Минобороны в Лосином острове.
Скриншот поста в телеграм-канала о застройке бывшего арсенала Минобороны в Лосином острове.

Территорию бывшего "59-го арсенала" ГРАУ МО РФ собираются застроить жильём. Это далеко не секрет, ещё в апреле 2022 года пытались продать за 24 миллиарда рублей территорию под масштабную жилую застройку.

Но примечательно, что в телеграм канале про недвижимость была размещена схема из ещё разрабатываемого проекта планировки территории застройки бывшего арсенала, где обозначена проектируемая станция метро Сокольнической линии.

Размещение будущих станций метро на карте

Местоположение станций и названия могут быть изменены ближе к началу строительству самих станций или непосредственного открытия для пассажиров. Примеры в Московском метрополитене есть.

Расположение новых станция метро Сокольнической линии можно посмотреть на карте по ссылке - https://yandex.ru/maps/-/CDWCAZLk.

0) Эвакуационный выход в районе станции МЦК «Белокаменная».

Потенциальный эвакуационный выход "Белокаменная" между станциями метро «МГСУ» и «Бульвар Рокоссовского»
Потенциальный эвакуационный выход "Белокаменная" между станциями метро «МГСУ» и «Бульвар Рокоссовского»

Перегон между станциями метро «Бульвар Рокоссовского» и «МГСУ» выйдет более ~5 км . Между этими станциями потребуется построить эвакуационный (аварийный) выход, по примеру «Троице-Лыково» на Арбатско-Покровской линии на перегоне между ст. «Крылатское» и ст. «Строгино».

Процитирую нормативный документ (СП 120.13330.2012. Свод правил. Метрополитены. Актуализированная редакция СНиП 32-02-2003):

«4.18. При расстоянии между торцами платформ соседних станций 3000 м и более в средней части перегона следует предусматривать дополнительный аварийный выход для вывода пассажиров из тоннеля на поверхность.»

Таким образом, логичнее всего построить эвакуационный выход в районе станции МЦК «Белокаменная».

Кстати, до сих пор осталась техническая зона под продление линии метрополитена от «Бульвара Рокоссовского» вдоль МК МЖД (МЦК) ещё со старых времён, когда Большую кольцевую линию хотели построить вдоль МЦК на северном участке. Вполне возможно, что её частично задействуют при продлении Сокольнической до Ярославского шоссе.

Техническая зона продления Сокольнической линии от «Бульвара Рокоссовского» вдоль МЦК ещё есть в градостроительных документах.
Техническая зона продления Сокольнической линии от «Бульвара Рокоссовского» вдоль МЦК ещё есть в градостроительных документах.

1) Проектируемая станция метро «МГСУ».

Проектируемая станция метро «МГСУ» Сокольнической линии метро на карте.
Проектируемая станция метро «МГСУ» Сокольнической линии метро на карте.

Станция метро с проектным названием «МГСУ» разместится на территории бывшего арсенала Минобороны в Лосином острове, вблизи Большого Лосиносотровского пруда.

Сейчас используется проектное наименование в честь расположенного рядом Московского государственного строительного университета.

Возможно название так и оставят, по примеру «Физтеха» на Люблинско-Дмитровской (Салатовой) линии.

Территорию арсенала планируется застроить жилыми домами для более чем ~100 000 человек (~2 107 000 кв. м. жилой площади), которых нужно обеспечить транспортом.

Арсенал находится за пределами официальной территории ООПТ «Лосиный остров», поэтому допускается застройка жильём данной территории.

Это ещё не учитывая, что территорию вне бывшего арсенала тоже можно застроить жильём, т.к. рядом есть промзона, склады и т.д., хоть и меньшего размера.

Собственно, наиболее вероятно, что продление Сокольнической линии затеяно ради этой глобальной стройки. Один из крупнейших проектов жилой застройки внутри МКАД.

Схема неопубликованного (ещё) проекта планировки застройки территории бывшего арсенала из Телеграм-канала "Недвижимость инсайды".
Схема неопубликованного (ещё) проекта планировки застройки территории бывшего арсенала из Телеграм-канала "Недвижимость инсайды".

Справедливости ради, судя по проекту планировки, планируется ещё построить офисы, технопарк и общежитие для МГСУ. Но понятное дело, это идёт как в придачу.

И совсем маловажный факт, но всё же. Когда-нибудь ЖК «Сказочный лес» получит метро в реальной шаговой доступности :)

2) Проектируемая станция метро «Ярославская».

Проектируемая станция метро «Ярославская» Сокольнической линии метро на карте.
Проектируемая станция метро «Ярославская» Сокольнической линии метро на карте.

Новая конечная станции метро Сокольнической линии будет размещена на Ярославском шоссе на примыкании к Холмогорской улицы.

Чуть ли не единственная полезная станция метро в рамках этого продления для старых жителей Ярославского района Москвы и не только.

Жители Мытищи, Королёва, Пушкино, Ивантеевки и других населённых пунктов Подмосковья на Ярославском направлении получат альтернативную возможность доезжать до Москвы, т.е. до станции метро «Ярославская» и пересаживаться на метро.

Получится разгрузить «ВДНХ» и Калужско-Рижскую линию метро, Ярославское направление МЖД (будущий МЦД-5) и само Ярославское шоссе, т.к. не будет необходимости ехать наземному общественному транспорту Подмосковья (маршрутки, автобусы) внутрь хордового кольца Москвы.

Сроки строительства

Когда начнут строить?

Чтобы ответить на этот вопрос нужно оценить объём работ, какие есть другие проекты развития метро.

Всего предстоит построить около 9 километров линии метрополитена с двумя полноценными станциями метро и одним эвакуационным выходом.

Строить, скорее всего, будут мелким залеганием. Наземный вариант (или частично наземный) исключён точно из-за прохождения линии в пределах ООПТ.

Стройка метрополитена мероприятие не из дешёвых (около ~8-9 млрд. рублей за 1 км линии метро), тем более у города есть более приоритетные проекты (с точки зрения пассажиропотока/стоимости строительства), которые откладывают из-за нехватки средств на всё и сразу. Это Бирюлёвская линия метро, и продление АПЛ (синей линии) в Гольяново.

Возводить жилой район тоже будут не быстро. Нужно освободить (снести) площадку под будущее жильё, возвести жильё и продать кому-нибудь. Это может растянуться на годы или десятилетие, при этом не помешает застройщику продавать квартиры у метро даже до постройки самого метро.

На перспективу вряд ли будут строить. Уже есть примеры застройки ЗИЛ и Сберсити. Плюс Троицкая линия от Коммунарки до самого Троицка тоже будет строиться на будущее.

Ещё вариант, застройщик может дать денег на строительство метро. Не исключено, но маловероятно. Там и так объём работ нехилый, плюс инвестору (застройщику) явно предстоит возвести какую-то часть социальной инфраструктуры за свой счёт.

Проще сказать, что до 2030 года вряд ли начнут строить продление Сокольнической линии. Лучше всего ожидать новостей по конкретным срокам, когда застройщик начнёт освобождать площадку (целиком или частично) и начнёт возводить жильё.

Другой вариант продления Сокольнической линии

Ранее существовал другой вариант продления Сокольнической линии до Щёлковского шоссе, но видимо его решили не использовать по определённым причинам.

Скриншот статьи о продлении Сокольнической линии до Щёлковского шоссе.
Скриншот статьи о продлении Сокольнической линии до Щёлковского шоссе.

Вкратце, в районе «Черкизовской» Сокольническая линия разделяется на два ответвления. Первое — существующий участок «Черкизовская»«Бульвар Рокоссовского». Второе — новый участок вдоль Щёлковского шоссе для Хабаровской улицы.

Звучит заманчиво и вдоль трассировки этого варианта продления по Щёлковскому шоссе при желании можно построить гораздо больше жилья (реновация, редевелопмент промзоны в Гольяново) при меньших затратах города на обеспечение транспортной доступности населения. Но есть две проблемы:

  • 1) В Московском метрополитене не любят эксплуатировать вилки из-за того, что это мешает соблюдать поездам график движения при довольно низких интервалах движения.
  • 2) Даже если отменить вилку и оставить участок Сокольнической только до Щёлковского шоссе, тогда не понятно что делать с участком «Черкизовская» и «Бульвар Рокоссовского».

В итоге пока в головах Института Генплана Москвы появилась идея не спасать синюю линию, оставить как есть, при этом продлить саму Сокольническую линию до Ярославки.

В теории, для спасения АПЛ могут построить Балашихинскую линию метро до района Восточный (Щёлковское шоссе), но это нужно синхронизовать планы метростроения. Пока что глобальные планы постоянно корректируются, чёткой картины куда и что пойдёт — нет.

Где же Ярославская линия?

Если всё-таки примут и утвердят вариант строительства участка Сокольнической линии до Ярославского района, тогда на мой взгляд, могут отменить или подвинуть сроки строительства Ярославской линии метро вдоль Ярославского шоссе.

Формально, Ярославский район станет обеспечен скоростным внеуличным транспортом. МЦД-5, МЦК на юге и Сокольническая линия. Для строительства полноценного метрополитена нужен (желателен) пассажиропоток, который обеспечит целесообразность строительства метрополитена.

Других особо крупных проектов застройки территорий в Ярославском районе (и других районах, где пройдёт Ярославская линия) — нет. Правильнее сказать, пока нет.

С другой стороны, такая трассировка Сокольнической линии предусматривает, что на Ярославском шоссе будет какая-либо линия метро, иначе можно было бы проложить ещё одну станцию метро на Ярославском шоссе где-нибудь в районе Федоскинской, например.

Схема развития скоростного внеуличного транспорта в Москве из материалов по обоснованию Генплана Москвы 2017 года.
Схема развития скоростного внеуличного транспорта в Москве из материалов по обоснованию Генплана Москвы 2017 года.

Для наглядности подтверждения теории, что обсуждаемое продление Сокольнической линии до Ярославского района учитывает прохождение Ярославской линии метро, я добавил на схему на Яндекс.Карте (ссылка была чуть выше в статье).

На этом всё! Спасибо за внимание!

Буду благодарен за оценку статьи и приглашаю подписаться на мой канал. Я рассказываю о развитии транспортной инфраструктуры в Москве и Московской области. Уверен, что Вы найдёте что-нибудь интересное для себя на моём канале.