Найти тему
Арт-дневник

Скульптура «Большая глина № 4» Урса Фишера как «памятник материнскому смирению»

Оглавление

Вообще-то я сегодня хотела написать про еще одного хорошего современного художника. Но неожиданно бурная реакция на мою недавнюю статью про «Черный супрематический квадрат» Казимира Малевича (ссылка будет в конце этой статьи) заставила меня задуматься. То есть я, конечно, понимала, что найдутся те, кто, не прочитав текст, захочет поделиться своим очень ценным мнением, что «все это фигня и разводилово», а также вспомнить в 150-й раз голого короля из сказки. Но такие страсти вызвали у меня некоторое недоумение. С чего это вдруг?

Муж предположил, что это «из-за глины». Ой, какой глины? Я же все это время ни телевизор не смотрела, ни новости не читала — пластик пилила, с акрилом на ткани экспериментировала, на день рождения ходила. Вообще творческие проекты требуют много времени и сосредоточенного внимания, невозможно отвлекаться на что-то еще.

Открыла Facebook, а там прямо страсти кипят :) Все действительно обсуждают 12-метровую композицию Урса Фишера «Большая глина №4», которую на время (аж 15 августа) установили на Болотной набережной в Москве.

Понятно, что такого рода объекты современного искусства всегда вызывают резонанс. Мне кажется, авторы вполне осознанно идут на такие провокации, чтобы получить свою порцию общественного внимания. Понятно, что мнения моих друзей на Facebook были полярны :) Но больше всего мне понравился комментарий моей бывшей коллеги Маши, которая, кстати, в отличие от меня лучше понимает современное искусство. Позволю себе его процитировать:

Внезапно выскажусь про скульптуру Урса Фишера. Мне кажется, она отличная. Мне особенно нравятся "отпечатки пальцев" на ней. Именно так выглядят комки пластилина, который валяется везде, где пройдет моя дочь. Мерзотные комки *неприглядного цвета* (рано или поздно все оттенки оказываются смешаны в один серо-буро-малиновый), которые я замучилась отколупывать от ковра, от стола, от игрушек, от постельного белья. Что поделаешь — девочка любит лепить, а я не умею говорить искусству "нет". Моему смирению, кажется, и поставлен этот памятник.
Источник: Facebook

И мне кажется, это было очень правильно, что я сначала прочитала пост Маши и развеселилась, а потом пошла смотреть на скульптуру. Кто (как и я) не видел, вот вам фото:

Источник: meduza.io
Источник: meduza.io

Ну правда же похоже :) Но когда я вижу такие непонятные мне объекты современного искусства, я, прежде чем высказывать мнение, все-таки предпочитаю что-то о них прочитать. Итак, что же это такое на самом деле?

Что имел в виду автор?

Этот арт-объект — увеличенная в 50 раз копия комка глины, размятой рукой художника. Сам Фишер объясняет это так: это демонстрация того, как материя преображается в руках человека. И это символ «незавершенности, преображения и становления», суть творчества, с помощью которого художники создают новый облик окружающего мира. То есть Маша, говоря о дочери и пластилине, правильно считала смысл :)

«Большая глина №4» — не единственный объект, а часть серии «Большая глина». Фишер создавал все объекты серии по одной технологии: сначала разминал куски глины, а затем делал из алюминия их увеличенные копии.

«Большая глина №4» уже выставлялась в других странах с 2015 года. Сначала скульптура была установлена на Манхэттене (и мне кажется, среди небоскребов она должна была смотреться более органично). В 2017 году глина переехала во Флоренцию на площадь Синьории. Ни в США, ни в Италии работа Фишера особого ажиотажа не вызвала. Думаю, тут дело в подготовленности аудитории и менталитете. А вот в Гонконге (как и у нас) скульптуру сравнили с кучей сами догадайтесь чего.

Почему именно это место?

Еще мне лично было узнать, почему для арт-объекта выбрали именно площадку напротив дома культуры «ГЭС-2». Вот что об этом говорит куратор проекта Франческо Бонами:

Памятник Петру I Церетели олицетворяет историю, храм [Христа Спасителя] — религию, а „ГЭС-2“ — культуру. Скульптура Урса [Фишера] расположилась в центре всего этого и отлично вписалась в городское пространство. Пока что скульптура вызывает разные реакции, что естественно — искусство может казаться либо красивым, либо уродливым. Но я уверен, что со временем [скульптура] приживется».
Источник: The Blueprint

В общем, получив для себя все эти пояснения, я решила, что мне «Большая глина №4» интересна. Я хочу увидеть ее вживую, чтобы получить впечатление, составить собственное мнение и решить, нравится ли мне эта работа или нет. Мне кажется, так правильнее, чем слепо полагаться на мнения экспертов или критиковать, ничего не зная и не видя своими глазами.

Сейчас бурная реакция на глину в Москве, скорее, говорит только об одном: люди не подготовлены к такому. Поэтому Урс Фишер вынужден защищаться:

На улицах городов куча крайне уродливых зданий и машин, а на жителях — много некрасивой одежды. Обсуждаем мы это бесконечное уродство? Да нет, оно просто есть. Но вот если появляется объект искусства — да-а, народ может и разозлиться.
И вот какой вопрос: а что, искусство кому-то что-то должно? Осчастливить вас? Как-то удовлетворить? Я не знаю. Я знаю, что искусство что-то сообщает, но вот что конкретно оно сообщает вам — это ваше личное дело.
Источник: rbc.ru

И вот вам еще напоследок цитата Фишера:

Искусство — это то, что вы в него вкладываете. Если вы видите цветок, это цветок. Если вы видите кусок дерьма, то это кусок дерьма.
Источник: apollo-magazine.com

А как вы реагируете на непонятные произведения современного искусства?

Если вам кажется, что в статье допущена неточность, напишите мне.

Вот тут вы можете найти навигацию по полезным статьям моего канала.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал :)

Вам также могут быть интересны статьи: