Найти в Дзене
Вячеслав Звягинцев

Банда под прикрытием опергруппы НКВД

Это рассказ из серии "Банды военных лет" (часть 1).

Приговоры фронтовых лет свидетельствуют – за четыре года войны через военные трибуналы прошли тысячи дел в отношении дезертиров, часть которых соорганизовалась в преступные сообщества.

В секретном докладе начальника отдела по борьбе с бандитизмом НКВД СССР A.M. Леонтьева от 30 августа 1944 года «О результатах борьбы с бандитизмом, дезертирством и уклонением от службы в Красной Армии за три года Отечественной войны (с 01.07.41 по 01.07.44)»[1] говорилось: «За три года Великой Отечественной войны органами НКВД на территории Советского Союза ликвидировано: бандгрупп — 7161… По Советскому Союзу изъято: дезертиров из Красной Армии — 1210224; уклонившихся от службы в Красной Армии — 456667…».

Банды из числа дезертировавших с фронта военнослужащих представляли особую опасность. Они хорошо владели оружием, смерть уже видели в лицо, терять им было нечего…

На начальном этапе войны лидерами по количеству задержанных дезертиров и уклонившихся были Ленинградская, Саратовская, Сталинградская области.

-2

В сообщении заместителя начальника Управления НКВД по Ленинградской области майора госбезопасности Иванова от 4 сентября 1942 года отмечалось: «Из воинских частей дезертиры уходят с оружием, документами, лошадьми, даже угоняют автомашины. В лесах, на территории тыловых районов, дезертиры делают благоустроенные землянки, с расчетом продолжительного проживания в них. Они занимаются грабежами, проявляют бандитизм, а при обнаружении и задержании оказывают вооруженное сопротивление...

...В июле месяце с/г. в Ефимовском районе была убита гр-ка Л. В августе месяце с/г. на территории Вологодской обл. задержан дезертир А., 1910 г.р., который сознался, что убийство Ларионовой совершено им совместно с дезертиром Ф. с целью ограбления» [2].

В Саратовской области за 1942 год были выловлены 5700 дезертиров, но и в последующие годы число лиц, объединившихся в банды, оставалось высоким.

Лейтенант Виктор Гудков дезертировал летом 1943 года, сбежав в Саратове прямо на вокзале, перед отправкой на фронт.

Он сколотил банду в количестве 12 человек, убедив своих подельников, что самый лучший способ избежать ареста – самим заняться поиском военнослужащих, уклонявшихся от военной службы. Так появилась в Заволжье «оперативная группа войск НКВД».

Справочно: Оперативные группы НКВД — УНКВД республик, областей и краев по борьбе с парашютными десантами и диверсантами противника действовали на основании приказа НКВД СССР № 00804 от 25 июня 1941 г.

Летом 1944 года "опергруппа" в полном составе прибыла к военному комиссару Турковского района Саратовской области подполковнику Фадееву. Представившись ему и начальнику 1-й части военкомата подполковнику Зазнобину начальником опергруппы, Гудков был по-военному краток:

- В соответствии с секретной директивой наркома внутренних дел мы направлены к вам в район для поимки дезертиров. По нашим оперативным данным, их скопилось у вас немало. Руководство считает, что поисковая работа поставлена здесь слабо. Так что принимайте подмогу.

Произнося последнюю фразу, Гудков широко и по-доброму улыбнулся. У Фадеева сразу отлегло от сердца. Сначала подумалось подполковнику, что пришли «брать» его самого. Ни тени сомнения у офицеров военкомата в отношении «группы НКВД» не возникло. Боевой вид «энкавэдэшников» внушал полное доверие. Военком даже не удосужился потребовать у них документы. Рассудил здраво – не стоит подвергать работников солидного учреждения какой-то формальной и в чем-то даже унизительной для них процедуре. Это может вызвать неудовольствие старшего группы. А вид у него серьезный. Видать, мужик тертый. Поэтому Фадеев сразу приступил к проработке конкретных вопросов взаимодействия.

- Ну что ж, товарищи, вы, как всегда, вовремя. Надеюсь, что с вашей помощью мы быстро очистим область от предателей, шкурников и прочей контрреволюционной нечисти. В моем лице вы найдете полную поддержку.

-3

Вскоре Гудков стал в военкомате своим человеком. Банду снабдили соответствующими документами – удостоверениями, аттестатами, справками на получение продовольственных талонов, командировочными предписаниями. И они подкрепляли свою легенду реальными делами, выловив около полусотни дезертиров и уклонистов.

Где и на чем конкретно прокололась эта «оперативная группа войск НКВД», точно неизвестно. По некоторым данным, в феврале 1945 года Гудкова узнал его сосед по дому. А в марте все 12 членов банды были приговорены военным трибуналом к длительным срокам лишения свободы.

Были осуждены трибуналом и облапошенные дезертирами офицеры военкомата - с применением отсрочки и направлением в действующую армию[3]...

30 мая 1944 года заместитель наркома обороны маршал Советского Союза А.М. Василевский вынужден был подписать приказ за № 0150 в связи с творимыми в прифронтовой полосе «бесчинствами, вооруженными грабежами, кражами у гражданского населения и убийствами» Приказ предписывал в целях «вылавливания военнослужащих, укрывающихся от фронта, дезертиров, военнообязанных, уклоняющихся от призыва в Красную Армию, и других шляющихся проходимцев, чаще проводить тщательные проверки и облавы…, повысить качество службы заградительных отрядов, дорожно-комендантских рот, контрольно-пропускных пунктов и комендантов, … военнослужащих и граждан, переодетых в военную форму, не имеющих соответствующих документов, задерживать и направлять под конвоем: военнослужащих - в ближайшие пересыльные пункты и запасные части, а граждан и подозрительных - в органы НКВД и контрразведки «Смерш»[4].

(Продолжение следует)

[1]Цит. по - Кокурин А.И., Владимирцев Н.И. НКВД-МВД СССР в борьбе с бандитизмом.

[2]Цит по – Ломагин Н. Неизвестная блокада. Книга вторая. СПб, издательский дом «Нева». 2004. с. 54-56, 254-255.

[3]Архив военной коллегии. Оп. 1. Д. 285. с. 168.

[4] РГВА, ф. 4, оп. 11, д. 77, с. 482—484.