«Я хочу ходить на терапию, но не знаю, о чем говорить» - однажды мне сказала клиентка.
Часто клиент начинает много суетиться, переживать, потому что не знает, о чем говорить. Будто бы перед ним есть некое обязательство говорить что-то на заданную тему.
Почему так происходит и что с этим делать?
У этой ситуации может быть несколько вариантов и направлений работы:
- Ребёнок подстраивается, реализует ожидания мамы (как пишет Эльячефф)
Когда ребенок удовлетворяет потребности матери, то его собственные потребности переживаются как что-то плохое. Но вот в чем парадокс, что реальные потребности ребёнка никуда не деваются, они так же атакуют его все время (в дальнейшем, человек гасит свои потребности, но настроен на другого). То есть, происходит путаница: где мое, а где чужое?
Чужие потребности переживается как свои, а собственные воспринимаются как опасное, плохое. Фокус ребёнка или уже взрослого человека идёт в сторону удовлетворения чужих потребностей, а свои он начинает гасить, брать под контроль.
- Клиентка говорит, что, приходя, каждый раз она стонет и жалуется, как ей плохо.
Она уже устала говорить, что ей плохо. «Как будто жалуюсь и стону тебе постоянно…». А вот что хорошее для нее, не знает. Не знает «в чем» она.
Например, у человека базовая потребность в состоянии покоя, то есть система стремится к гомеостазу или в расслаблении или в чувстве свободы и пространства. Ей просто плохо потому что этого у нее нет, ей неведомо состояние покоя. И поэтому она не понимает что ей нужно.
То есть потребность в безопасности прежде еды. Потребность в эмоциональной связи с другим тоже базовая. То есть, если этого нет, нет ни безопасности, ни эмоциональной связи с другим, то это младенческая смерть как описывал Шпиц, синдром госпитализма. Клиент находится в постоянном беспокойстве : «Мне плохо, плохо, плохо…» , но что хорошо, она до этого не доходит. То есть что такое ей «сделать хорошо»?, НО у нее нет чувства безопасности базового или чувства доверия к миру, собственно то, на основании чего дети могут расти. Если этого нет, все остальное просто наносное.
У клиента дикое напряжение внутри, нет чувства доверия к миру, чувства безопасности. И эту опасность человек пытается заткнуть внутри себя. Он пытается сделать что-то вовне, чтобы избежать той опасности, которая внутри.
А, фактически, опасность — это отсутствие внимания матери, отсутствие контакта с матерью.
Контакт был либо поверхностный, либо «мимо ребенка», когда мать вроде и находилась с ним, но одновременно была как будто «в другом месте»: в своей голове, на работе или в отношениях, варила борщ или где-то еще. Это и есть разрыв первичной связи с матерью.
————————————————————————
- Клиентка говорит: «Хочу терапию, она мне нужна, но выбирай тему для
обсуждения на сессии сама…»
Как строить работу с клиентом в этом случае?
Чтобы не пойти в агрессию у клиента, я начала расспрашивать ее, а какая тема ей интересна, какая тема актуальна, что ее заинтересует. Решив, что у клиентки отсутствуют темы.
Для примера предложила перечень возможных тем:
⁃ тема близости
⁃ тема любви
⁃ тема отношений
⁃ тема отношений с собственным телом (если на базовом уровне в отношениях с матерью все плохо или со стороны матери было отвержение, то отношение со своим собственным телом страдает)
⁃ тема отношений со своими функциями (пищеварительные, менструация и тд), то есть ввести ее в нюансы отношений с собственным телом, тема карьерных отношений.
⁃ тема карьерных отношений
- Возможно спросить клиентку, почему она не может отпустить контроль и
позволить себе выбрать любую тему, , то есть это про позволение клиентки себе спонтанности. это ведь про контроль, «сделайте за нее что-то».
Когда терапевт предлагает ей какую-то тему — это безопасно для неё, ведь она не в контакте со своей спонтанностью или эта спонтанность заблокирована. И тогда клиентка раз за разом вынуждена ходить по кругу, действуя по одному и тому же сценарию, не позволяя себе импровизировать.
- Ещё один вариант — исследовать пустоту клиентки.
У нее нет тем и вот есть пустота. А что есть вместо этого? Или какое качество пустоты у нее.
————————————————————————
- Также причина отсутствия своей темы на сессии может лежать в ожидании у
клиента оценки от терапевта.
Почему-то клиентка считает, что терапевт лучше знает, что для неё хорошо, а что плохо.
На что я данной конкретной клиентки ответила, что я не знаю, что лучше или что хорошо для неё.
В нашей сессии я привнесла что-то про себя, на что клиентка дала обратную связь: «Спасибо, мне стало легче. Я поняла, что это не только со мной и не только у меня.».
Из чего я сделала вывод, что перенос работает и вот тогда уже предложила клиентке посмотреть с кем у нее в жизни было такое что кто-то приходил и говорил: «Ну что, рассказывай давай».
Кто с ней выстраивал фальшивый контакт и кто ей говорил: Ну что ты сегодня делала, как у тебя прошли уроки? То есть проследить моменты, когда происходила подмена контакта, когда на ребенка нападали.
И здесь началась уже работа с чувством, которое возникает когда говорят: «Ну что, придумывай мне тему…».
примерно как мать заставляет ребенка отчитываться. Посмотреть что в ее истории это было и тогда клиентка передаст то чувство, которое она проживала: недоумение, или ощущение растерянности, в котором она находилась когда ее таким образом контролировали, говорили : Ну что, чем ты сегодня занималась?», А хорошо ли ты поела? То есть ставили ребенка буквально в тупик. И вот задача вытащить то чувство недоумения, что ее за дурака держали, например.
____________________________________
- Что касается данной клиентки я расспросила, почему она считает что я больше знаю
про ее темы и мы исследовали и обсуждали .
Интересно, что на следующую сессию она пришла уже со своей темой.
Тогда я поняла, что мы вытащили ее чувство страха, в котором был ребенок когда с ним начинали общаться как со взрослым.
Взрослый говорит: Посмотри, почему ты не убрал игрушки? Или ребенок играет, не может еще символизировать, у него просто процесс игры, а ему говорят: «Так, а это что за игрушка?» или «Построй домик», То есть пытаются ввести ребенка в конкретику, навязывать что-то, не давая совершиться внутреннему построению своего символа.
Или, например, ребёнок ходил на кружок, где его «дрессировали».
Она нарисовала, а ей в ответ: «Нужно у бабочки крылья вот так рисовать, домик вот так нарисовать….» — то есть когда ее процесс направляли и говорили что делать.
Очень маленький ребёнок такими действиями взрослых «убеждается» что он плохой. То есть то что он видит и чувствует, оно дискредитируется и навязывается некая «правильная» картина мира. Так делают также на детских развивающих занятиях
Так делают и некоторые психологи: клиент что-то создаёт, и на самом деле находится в процессе создания , а ему говорят: «Нет, нет, нет, не правильно делаешь, а правильно вот так!»
И дают свою картину целостности, которая к человеку не имеет никакого отношения и это сбой и это отразится на способности человека к творчеству.