Найти тему
АвтоДвиж

Какие легкие грузовички можно сегодня купить в России новыми

Обзор российского рынка легких коммерческих автомобилей

Лет 10-15 тому назад выбирать новый грузовичок из сегмента LCV полной массой до 3,5 тонн было ой как интересно! Диапазон предложений на рынке был раза в два шире, чем сегодня. Целую ораву диковинных пепелацев предлагали дилеры китайского автопрома (а в Таганроге, Калининграде и Ульяновске даже велась «отверточная» сборка китайских грузовиков). В ассортименте дилеров ГАЗа, помимо Соболей и ГАЗелей, имелись британские фургоны LDV Maxus, собранные в Нижнем Новгороде. Да и европейские компании проявляли чрезвычайную активность, пытаясь продавать у нас широкий ассортимент своей техники, начиная от самых маленьких «каблучков» до полноразмерных фургонов.

Привет из прошлого: грузовики BAW Фenix и BAW Tonik, которые десяток лет тому назад собирали из китайских машинокомплектов в Ульяновске. Когда-то они были очень популярными!
Привет из прошлого: грузовики BAW Фenix и BAW Tonik, которые десяток лет тому назад собирали из китайских машинокомплектов в Ульяновске. Когда-то они были очень популярными!

Сегодня выбор значительно скромнее, однако и бедным его не назвать. Откровенный хлам с рынка выдавили конкуренты, а оставшиеся компании в основном оптимизировали линейку предлагаемых моделей, оставив в России только наиболее востребованные модели. В общем, давайте вместе посмотрим на то, из чего реально может сегодня выбирать покупатель, желающий приобрести новый грузовой автомобиль, для управления которым достаточно прав категории «В». При этом обращаю внимание, что классические пикапы остаются за рамками этого обзора, ибо мы с вами прекрасно понимаем, что их чаще всего покупают вовсе не для зарабатывания денег.

ГАЗ

Автозавод ГАЗ продает в России столько же легких коммерческих машин, сколько все остальные игроки рынка вместе взятые. Его линейка техники состоит из машин трех семейств. Наибольшей популярностью пользуется ГАЗель NEXT, на смену которой вот прямо сейчас приходит обновленная ГАЗель NN. Ежегодно у нас находят покупателей порядка 25-30 тысяч таких машин. Сам автозавод предлагает как бортовые Нексты, так и цельнометаллические фургоны в нескольких вариантах исполнения: с двумя размерами колесной базы, двумя видами кабин (3-местная и 7-местная), тремя типами двигателей (дизель, бензин, газ). Диапазон цен на различные модификации – от 1,480 до 1,945 млн руб. без учета опций вроде кондиционера или блокировки дифференциала. Дизельные машины дороже бензиновых на 180 тысяч, а газовые – на 60 тысяч. Подробнее же про новую модель ГАЗель NN можно прочесть ЗДЕСЬ.

Не сдает позиций заслуженное семейство ГАЗель Бизнес: его объемы выпуска постепенно снижаются, но тысяч 15 машин в этом году все равно продадут. Интересно, что для московского региона ГАЗ производит версию бортовой ГАЗели Бизнес со сниженной до 2,5 тонн полной массой: на такой машине можно спокойно ездить по любым московским улицам, не обращая внимания на грузовой каркас или знаки запрета на въезд в центр города для машин грузоподъемностью более тонны. Для ГАЗелей Бизнес доступны те же три типа двигателей, как и для Некстов (бензин, газ, дизель), два типа колесной базы, одинарная или двухрядная кабина, а также исполнение с полным приводом. Но не все опции сочетаются друг с другом. Например, бортовые грузовики 4х2 нельзя купить с дизелем, а для цельнометаллических фургонов и всех модификаций с колесной формулой 4х4 не предлагается газобаллонное оборудование. Диапазон цен на автомобили семейства ГАЗель Бизнес – от 1,225 до 1,898 млн руб.

Кроме того, порядка 5 тысяч клиентов в год находят наиболее легкие газовские автомобили семейства Соболь полной массой 2,8-3 тонны. Значительная часть из них продается в исполнении 4х4, представляя собой хорошую альтернативу «полноприводникам» марки УАЗ. Набор возможных модификаций – почти такой же, как в семействе ГАЗель Бизнес, разве что бортовой Соболь с двухрядной кабиной может быть только длиннобазным и полноприводным. Уровень цен – от 950 тыс. руб. за бензиновый бортовой грузовик 4х2 до 1,373 млн за 7-местный цельнометаллический комби с дизелем и полным приводом.

УАЗ

Ульяновский автозавод «вывозят» на хороший результат по продажам «вечные» машины так называемого классического семейства – «буханки» и «головастики»: в год покупают более 10 тысяч таких машин. Цена решает: на рынке нет ничего дешевле, поэтому они с легкостью побеждают в различных государственных тендерах. Ассортимент выпускаемых сегодня машин включает в себя цельнометаллические фургоны (грузовые и комби) с обычной колесной базой грузоподъемностью чуть менее тонны, а также бортовые грузовики (2-местные и 5-местные) с удлиненной базой и грузоподъемностью от 1075 до 1225 кг. Двигатель всего один (бензиновый ЗМЗ-40911.10), как и коробка передач, но она теперь хотя бы 5-ступенчатая. Диапазон цен от 882 тыс. руб. за самый простой бортовой вариант до 929 тыс. за бортовой «Фермер» с двухрядной кабиной. За цельнометаллические фургоны просят 890-895 тыс. руб.

Более современная модель УАЗ Профи дороже: сегодня цены на нее варьируются от 1,075 до 1,295 млн руб. без учета опций. Нижняя цена относится к бортовой машине с задним приводом, короткой колесной базой, условно 3-местной кабиной и бензиновым двигателем. По выбору покупателя она может иметь в документах грузоподъемность 1400 кг или (для Москвы) 400 кг: во втором случае Профи свободно может ездить по столице, невзирая на грузовой каркас. Самая дорогая версия УАЗ Профи – с удлиненной колесной базой, европлатформой и газобаллонным оборудованием. Грузоподъемность такой машины – чуть более тонны. В гамму входят и версии 4х4: они отличаются односкатной ошиновкой заднего моста и могут иметь 2-местную или 5-местную кабину. За такие Профи просят от 1,083 до 1,127 млн руб., причем версия с двухрядной кабиной не может оснащаться газобаллонным оборудованием. В прошлом году завод смог продать 2,6 тысячи «профиков», в этом же году цифра явно вырастет еще. Мой тест УАЗа Профи можно почитать ЗДЕСЬ.

LADA

Собственно, сам АВТОВАЗ числится производителем всего одной коммерческой машины марки LADA: фургона Largus, который за счет низкой цены (745-856 тыс.руб.) выдавил с рынка нескольких конкурентов из числа «каблучков». В год в РФ продается до 10 тысяч грузовых Ларгусов! Но выбор модификаций небогат: единственный кузов с грузовым отсеком объемом 2,54 кубометра, коробка передач только механическая, двигатели только бензиновые 1,6-литровые – 8-клапанный ВАЗ-11182 или 16-клапанный ВАЗ-21129. Если же требуется кузов большей размерности, можно воспользоваться предложениями фирм-доработчиков Промтех, ПКФ Луидор и ИнвестАвто: все они предлагают фургоны Largus с высокой пластиковой крышей, а на Промтехе к тому же наладили выпуск Ларгусов с оригинальными кузовами увеличенной размерности (фургон или бортовая платформа с тентом вместимостью до 7 кубометров; читайте подробнее про них ЗДЕСЬ).

В значительно более скромных объемах – порядка 1,5 тысяч штук в год – продаются полурамные грузовички марки ВИС, производителем которых числится дочернее автовазовское АО «Производство специальных автомобилей ВИС-АВТО». Линейка техники ВИС включает в себя два семейства. Первое из них – ВИС-2349 – это половинка кузова от LADA Granta с пристыкованной сзади полурамой, поверх которой могут устанавливаться различные варианты бортовых платформ и надстроек фургонного типа. При неизменности размера колесной базы надстройки предлагаются в вариантах со стандартным и увеличенным задним свесом. Полезная нагрузка составляет от 500 до 900 кг. Мотор – 1,6-литровый бензиновый. Цены варьируются от 786 до 814 тыс. руб. Второе семейство называется ВИС-2346 и состоит из полурамных пикапов и фургонов на базе LADA Niva Legend. Кабина может быть 2-местной или 5-местной, но с мотором выбора снова нет: доступен только бензиновый 1,7-литровый агрегат. Полезная нагрузка составляет 600 кг для 2-местной модели и 400 кг для 5-местной. Диапазон цен – от 852 тыс. до 1 млн руб.

Ford

Еще недавно фордовцы предлагали у нас сразу три разных модели легких «коммерсантов». Однако наиболее легкие модели Transit Connect и Transit Custom с рынка убрали, оставив только большой Transit. Производство этих машин локализовано по полному циклу, со сваркой и окраской, на СП Ford SOLLERS в Елабуге, благодаря чему они могут закупаться госструктурами за бюджетные деньги. Неудивительно, что Форды стали у нас самыми популярными среди всех подобных машин иностранных марок: в прошлом году продали 13,5 тысяч новых Транзитов! Спросу способствует и широкая гамма модификаций. Цельнометаллические фургоны полной массой от 2,5 до 3,5 тонн существуют со всеми тремя типами привода: передним, задним или полным, но всего с одним мотором – дизелем мощностью 125 сил. При этом «переднеприводники» и «полноприводники» доступны с тремя типами кузовов размерности L2H2, L3H2 и L3H3, а для фургонов с задним приводом предлагается лишь более крупный кузов L4H3. Диапазон цен на фургоны – от 2,301 до 2,866 млн руб. без учета опций. В свою очередь, полурамное шасси под монтаж бортовых платформ или кузовов-фургонов предлагается только с задним приводом, зато в трех вариантах длины и с двумя типами двигателей (кроме 125-сильного дизеля есть еще и 155-сильный). Диапазон цен для версий с бортовой платформой – от 2,311 до 2,418 млн руб.

STELLANTIS

Еще не знаете такой марки? Да это и не марка: так называется корпорация, в которую совсем недавно объединились Peugeot, Citroen, FIAT, Opel и еще 11 других автомобильных марок, не интересующих нас в рамках этого обзора. А поскольку все четыре упомянутых бренда продают у нас практически одинаковые машины с разными шильдиками, то и рассматривать их правильнее вместе, чтобы не повторяться несколько раз. Единственное исключение – «каблучок» FIAT Doblo: эта машина не имеет двойников других марок и предлагается в единственной грузовой версии стоимостью 1,6 млн руб. За эти деньги покупатель получает фургон на 900 кг груза с бензиновым мотором 1.4 и грузовым отсеком вместимостью 4,2 кубометра. При необходимости можно сложить пассажирское сиденье и выиграть еще 400 литров объема и 1,2 метра длины грузового отсека для перевозки длинномеров.

Фургон FIAT Doblo Cargo турецкого производства
Фургон FIAT Doblo Cargo турецкого производства

За прошлый год турецкие фургоны FIAT Doblo нашли у нас чуть больше 400 покупателей, и едва ли эта цифра серьезно увеличится в дальнейшем, поскольку минувшей зимой на калужский завод ПСМА Рус было перенесено из Испании производство «каблучков» Citroen Berlingo / Peugeot Partner / Opel Combo прошлого поколения. Эти машины при сопоставимых с Фиатом параметрах грузовместимости имеют более низкую цену и более широкий выбор исполнений: обычный или удлиненный кузов, бензиновый или дизельный мотор объемом 1,6 литра. Грузоподъемность калужских «каблучков» порядка 700 кг, объем кузова – 3,3 либо 3,7 кубометра. Как и в Фиате, есть возможность перевозки длинномеров за счет люка в перегородке и складного пассажирского сиденья. Цены (без учета опций) варьируются от 1,23 млн руб. за короткую бензиновую машину до 1,38 за длинную дизельную. Мой тест-драйв калужских Peugeot Partner можно почитать ЗДЕСЬ.

Фургоны следующего типоразмера (вместимостью 5,8…6,6 кубометров) – Citroen Jumpy / Peugeot Expert / Opel Vivaro – также производятся по полному циклу в Калуге. За прошлый год они нашли в России более 1700 покупателей. В этом году цифра наверняка увеличится, поскольку такая же машина вот-вот появится в продаже еще и у дилеров FIAT (модель Scudo). Конкурентные преимущества фургонов этого семейства – широкий выбор исполнений: можно заказать удлиненный кузов, коробку-«автомат» или полный привод. Двигатели – только дизельные, объемом 1,6 либо 2,0 литра. И ценник очень привлекателен: от 1,9 млн руб. за короткие версии и от 2,1 млн за удлиненные. А самый простой полноприводный фургон можно взять за 2,6 млн. Что важно, в гамме предусмотрены исполнения со сниженной до 2,5 т полной массой.

Самые крупные фургоны концерна STELLANTIS – Citroen Jumper, Peugeot Boxer и FIAT Ducato – импортируются к нам с итальянского завода SEVEL. Их суммарный объем продаж в России за прошлый год – 2,6 тысячи штук, причем чуть более высоким спросом пользовались Ситроены. Фургоны полной массой от 2,5 до 3,5 тонн могут иметь кузова четырех вариантов длины вместимостью от 8 до 17 кубометров. Модели Peugeot и Citroen комплектуются 2,2-литровым дизелем, который в зависимости от полной массы машины может быть «прошит» на 130 или 150 л.с. У Фиатов мотор свой: 2,3-литровый, мощностью 150 сил. Но ценники все равно практически одинаковые: от 2,4 до 3,25 млн руб. в зависимости от длины, высоты крыши и полной массы. Привод – только передний. В гамме существуют и полурамные шасси, но они пользуются в РФ меньшим спросом, нежели цельнометаллические фургоны. Диапазон цен – от 2,49 (длинная база) до 2,79 млн (длинная база, удлиненный задний свес) без учета цены надстройки, а это еще несколько сотен тысяч рублей. Кроме того, дилеры FIAT предлагают еще и шасси с двухрядной кабиной: за него просят 2,9 млн руб.

Mercedes-Benz

Еще недавно немецкая марка была у нас в числе лидеров рынка за счет локализованной на ГАЗе модели Sprinter Classic. Теперь успехи скромнее. «Каблучки» Citan рынок покинули, самые бюджетные исполнения фургонов Vito с передним приводом – тоже. В результате сейчас у нас продается в год менее 400 заднеприводных и полноприводных Vito (причем преимущественно в пассажирских, а не грузовых исполнениях) и около тысячи больших фургонов и шасси Sprinter (в основном в тяжелых версиях полной массой более 3,5 тонн). Если говорить о ценах и комплектациях, то покупатели фургонов Vito, помимо привода, могут выбирать между тремя типами дизелей либо одним бензиновым мотором, тремя типами коробок передач («механика» и два «автомата» с разным числом ступеней), тремя вариантами длины кузова (вместимостью 5,5; 6 или 6,6 кубометров) и двумя вариантами полной массы (2,5 либо 2,8 т). Наиболее простой и легкий Vito с коротким кузовом, задним приводом, 136-сильным дизелем и механической коробкой стоит 2,963 млн руб. А самый дорогой полноприводный со 190-сильным дизелем, «автоматом» и самым длинным кузовом – 4,024 млн. Мой тест пассажирского Vito можно почитать ЗДЕСЬ.

Mercedes-Benz Vito
Mercedes-Benz Vito

Самое интересное, что цены Спринтеров почти такие же: наиболее легкие и компактные цельнометаллические фургоны предлагаются по цене от 2,973 млн руб., бортовые грузовики – от 3,047 млн. Но ценовой потолок у них, конечно, выше: до 5,66 млн. (для машин полной массой 3,5 тонны). Покупателям Спринтеров предлагаются все три типа привода, четыре дизельных двигателя, несколько градаций полной массы и возможность заказа автоматической трансмиссии. В общем, есть над чем подумать пару часов в конфигураторе на сайте фирмы!

Бортовой грузовик на шасси Mercedes-Benz Sprinter
Бортовой грузовик на шасси Mercedes-Benz Sprinter

Volkswagen

В отличие от большинства конкурентов, смог сохранить в России все три коммерческие модели LCV: Caddy, Transporter и Crafter. Но спрос на грузовые фургоны Caddy Cargo ограниченный из-за высокой цены: от 1,935 млн! Удлиненные машины (с 3,7-кубовым грузовым отсеком вместо 3,1-кубового) дороже на 43 тысячи. Обе версии комплектуются только бензиновым 1,6-литровым двигателем и механической коробкой. Хотя, что интересно, пассажирские версии Caddy в России покупают весьма неплохо – тысячу с лишним штук в прошлом году.

Volkswagen Caddy Cargo
Volkswagen Caddy Cargo

Более крупная модель Transporter предлагается как в передне-, так и в полноприводном исполнении, а Crafter может иметь все три типа привода. При этом Крафтеров у нас покупают примерно в два раза больше (около 700 штук), чем всех Транспортеров вместе взятых (и грузовых, и пассажирских). Цены на цельнометаллический Transporter варьируются от 2,76 млн за короткий переднеприводный фургон на «механике» до 3,71 млн за длинный полноприводный комби с автоматизированной коробкой DSG. Модификации с бортовой платформой дешевле: от 2,55 млн. Цены на фургоны Crafter Kasten начинаются с отметки в 2,8 млн руб. (передний привод, короткий кузов, полная масса 3 тонны, 102-сильный дизель) и доходят до 3,51 млн (самый длинный кузов, полная масса 3,5 тонны, 140-сильный дизель, полный привод). В случае же с Крафтерами в исполнении «голое шасси» цены старуют с 2,78 млн, а для вариантов с бортовой платформой – с 3,02 млн.

IVECO

Марка IVECO предлагает в этом сегменте только рамную модель Daily, одну из самых дорогих среди цельнометаллических фургонов полукапотной компоновки. Чтобы не пугать покупателей заранее, «ивековцы» даже не публикуют актуальные цены на своем сайте. Детализации по продажам конкретных модификаций Daily у меня нет, но основную выручку итальянцам в России явно дают среднетоннажные версии полной массой 5-7 тонн. А легкие версии полной массой 3,5 тонны едва ли находят больше сотни покупателей в год, тем более что в наличии у дилеров таких машин нет вообще. Но нельзя не отметить высокую вариативность исполнений: к заказу доступны цельнометаллические фургоны и шасси с несколькими размерами колесной базы, четыре двигателя (два дизеля, газовый мотор и газовый с возможностью аварийной работы на бензине), есть и опционная коробка-«автомат». Кстати, совсем недавно я брал на тест газовый Daily на «автомате», скоро напишу об этой машине отдельный пост.

Renault

Бывший лидер сегмента «каблучков» с мега-популярной моделью Kangooнынче не блещет успехами. Фургончики Dokker, которые не смогли повторить успех Kangoo, с рынка убрали, чтобы не допускать конкуренции с LADA Largus, модель Trafic перестали продавать в России еще раньше, так что остались у нас сейчас лишь наиболее крупные фургоны Master, доступные хоть с передним, хоть с задним приводом. Машина добротная и относительно недорогая, но продается не у всех дилеров марки. А потому и результаты довольно скромны (в прошлом году в РФ реализовано порядка 400 машин). Переднеприводные модификации полной массой от 2,5 до 3,5 тонн со 125-сильным дизелем имеют шесть вариантов вместимости кузова (от 7,8 до 14,1 кубометров) и продаются по ценам 2,25-2,57 млн руб. Заднеприводные варианты полной массой 3,5 тонны мощнее: тот же дизель у них форсирован до 150 сил. И они доступны только с самыми крупными кузовами вместимостью от 11,8 до 15,8 кубометров. Их цены – от 2,8 до 2,9 млн руб. "Автомат" и полный привод не предусмотрены. Мой тест фургона Renault Master можно почитать ТУТ.

Переднеприводный Renault Master
Переднеприводный Renault Master

Hyundai

До прошлого года грузовики Hyundai полной массой 3,5 тонны можно было купить у официальных дилеров. Однако сейчас ни HD35, ни короткобазный HD35 City к нам больше не возят из-за низкого спроса. Модель H-1 (Starex) официально доступна только в качестве пассажирской, поставки более крупных фургонов H350 к нам так и не наладили, а Porter (как и соплатформенная Kia Bongo) в единичных количествах завозят в РФ лишь «серые» дилеры. В общем, марку Hyundai из списка пока вычеркиваем.

Hyundai HD35 City прочили на нашем рынке в преемники некогда мега-популярного Портера. Но такой автомобиль "не зашел": дорого!
Hyundai HD35 City прочили на нашем рынке в преемники некогда мега-популярного Портера. Но такой автомобиль "не зашел": дорого!

Hino

В рамки нашего обзора попадают только несколько модификаций грузовиков Hino серии 300 (шасси модели XZU6). В ту же серию 300 входят и среднетоннажные грузовики полной массой до 8 тонн. Отличия маленьких «трехсоток» – узкая кабина. Для них доступны три варианта колесной базы. Грузоподъемность голого шасси варьируется от 1330 до 1215 кг, то есть после монтажа бортовой платформы или фургона их полезная нагрузка обычно не превышает одной тонны. Все версии оснащаются «взрослым» 4-литровым дизелем мощностью 150 л.с., который идет и на более тяжелые версии, а также мостами, имеющими двойной запас по нагрузкам. Предусмотрена установка автоматической коробки. Но как следствие – такой запас прочности делает машину тяжелой и весьма дорогой: голое шасси стоит от 3,1 млн руб., с автоматом – еще на 234 тысячи дороже. Для понимания уровня цен на комплектные автомобили: промтоварный фургон на самом маленьком шасси Hino 300 стоит около 3,38 млн руб.

Фургон на шасси Hino 300
Фургон на шасси Hino 300

Isuzu

Эта марка присутствует в сегменте малотоннажных грузовиков с моделью Elf полной массой 3,5 тонны лишь формально: такие машины хоть и встречаются время от времени на дорогах, но их продажи сейчас единичны из-за неконкурентоспособной цены. Например, заднеприводная версия NMR85 (грузоподъемностью 1310-1400 кг) в варианте голого шасси оценивается минимум в 3,2 млн руб, полноприводная NMS85 (грузоподъемностью 1055-1125 кг) – от 3,88 млн. Не мудрено, что в продаже можно найти прошлогодние экземпляры с большими скидками. Но чтобы соблюсти формальность, отмечу, что грузовики Isuzu Elf 3.5 комплектуются 3-литровым дизелем, а в качестве опции можно заказать автоматическую коробку.

Шасси Isuzu Elf 3.5 4х4 (NMS85)
Шасси Isuzu Elf 3.5 4х4 (NMS85)

JAC

Единственный китайский производитель, который сегодня может похвастаться реальными продажами в сегменте «малотоннажников» – это JAC. Марка представлена двумя очень разными семействами. В первое входят почти одинаковые модели N35 и N25, которые различаются полной массой: 3,5 и 2,5 тонны соответственно (разрешенная грузоподъемность – 1390 и 635 кг). Построены они по мотивам Hyundai Porter и оснащаются 2-литровым дизелем. Стоимость голого шасси – от 1,89 млн руб. Второе семейство – N56 – это «клон» грузовиков Isuzu Elf. Вообще-то изначально оно включало в себя модели полной массой 5,6 тонн, для управления которыми требовались «грузовые» права категории «С». Однако некоторые грузовые и специальные фургоны на этом шасси в России сертифицировали, ограничив их полную массу 3,5 тоннами, что позволило садиться за их руль водителям с «легковыми» правами. Стоит голое шасси JAC N56 от 1,99 млн. руб., комплектуется единственным 2,7-литровым дизелем и имеет разрешенную грузоподъемность 1345 кг.

JAC N35 и JAC N56
JAC N35 и JAC N56

Какие выводы? Выбор на рынке все-таки есть, и отнюдь не бедный. Но цены за последние несколько лет выросли весьма значительно. Поэтому, выбирая грузовик, надо самым внимательным образом следить за спецпредложениями, которые регулярно объявляются производителями. Или, например, можно воспользоваться интересной акцией «Яндекс.Доставки», позволяющей получить банковский кредит по упрощенной схеме (в том числе на покупку б/у грузовика) и скидки у дилеров ГАЗ, FIAT и Peugeot. Все, что для этого нужно – подключиться к сервису «Яндекс.Доставки» и выполнить на своем грузовике не менее 20 заказов за два месяца. Подробнее, если кому интересно, об этой акции можно почитать ЗДЕСЬ. Как ни крути, даже несколько десятков тысяч рублей, сэкономленных по подобным акциям, лишними не будут!