Найти в Дзене

Я ненавижу работу... или это выгорание?

Оглавление

Последние 15 лет общество проповедует карьеристику - религию XXI века. Ее основные постулаты: будь продуктивен 100% времени, думай о проблемах на работе перед сном, забудь о личной жизни и путешествиях - тебе надо повысить продажи.

Работа превращается в жизнь, не принося взамен никакого удовольствия, что приводит к профессиональному выгоранию - официально признанному в 2019 г. Всемирной организацией здравоохранения болезней. От болезней, как всем известно, нужно лечиться.

Как понять, что выгорание уже под окнами

  1. Утренний подъем не вызывает положительных эмоций, есть только ощущение безысходности перед рабочим днем. Будильник больше не справляется.
  2. На работе не получается сконцентрироваться на простых задачах, продуктивность их выполнения снизилась в разы. Сложные и творческие задачи вообще не встречаются.
  3. Рабочий день представляется монотонной пыткой. Все окружающее отражается в негативном оттенке: агрессивное начальство, занудные коллеги, невкусный кофе в автомате.
  4. Постоянное ощущение тревоги, незавершенности, опустошённости. Прокрутка в голове событий и диалогов за прошедший день, месяц.
  5. Отсутствие каких-либо ощутимых результатов, только бесконечный операционный процесс.
  6. Нет разнообразия в жизни- дни, недели и месяцы проходят стабильно одинаково. Все крутится вокруг работы: друзья (коллеги), вечеринки (корпоративы) и интересы (рассылка HR dep.)

Если в вашей жизни есть схожие моменты, то это повод задуматься "А не пора ли что-то менять?".

Давайте подытожим, что такое работа при профессиональном выгорании - это формальное выполнение профессиональных обязанностей без личностной включенности и сопереживания, а в отдельных случаях – в негативизме и циничном отношении к коллегам.

Виной всему руководство

Кто виноват в перегорании? Директор? Коллеги? Или шумные соседи, которые не дают выспаться? Может пробки? Или все-таки мы сами?

Система образования с детства приучает нас к выполнению заданий за которые мы немало волнуемся, родительским собрания, где наши успехи обсудят на всеуслышание. И, конечно, экзамены в конце года, где смотрят на то, как хорошо ты работал. Ничего не напоминает?

Нервничать нас приучили еще давно. Однако взрослая жизнь включает в себя такие понятия как конкуренция, социальное давление, уровень благосостояния. Не имея права на отдых, мы постоянно находимся на нервах- стремимся всегда быть в числе первых, зарабатывать как можно больше, покупать машину и квартиру. Одним словом, не отставать от других. Вся эта (неосознанная) гонка приводит к проблемам с физическим и психологическим здоровьем. И как только вы понимаете, что мешки под глазами стали такими же тяжелыми как утренние сборы на работу - стоит остановиться, ведь виноваты в этой ситуации вы сами.

Но как же в этом могу быть виноват я, если директор ставит невыполнимые планы и не хочет видеть результаты моей работы? А коллеги продолжают с утра до ночи разводить токсичную среду, обсуждать друг друга и перекидывать ответственность? Все просто: каждый кузнец своего счастья и своего несчастья тоже. Вы всегда можете найти пути воздействия на ситуацию.

Что я могу сделать?

Вместо концентрации на обвинении других, измените ситуацию сами:

  1. Поймите, что вас не устраивает: профессия или компания? Если это профессия, то задумайтесь о карьерном лифте. Вы всегда можете расти вверх по профессиональной (необязательно карьерной!) лестнице. Получайте новые знания и вносите их в работу. С ростом профессионализма вы станете востребованы на рынке и не надо будет держаться за конкретного работодателя.
  2. Поговорите с коллегами о внутренней культуре общения. Что можно изменить в коммуникации, а главное- какой с этих изменений будет плюс для всех. Не стоит никого обвинять, просто приведите факты и обоснования.
  3. Потребуйте пересмотрения условий работы. Если ваши задачи слишком монотонные и операционные - а внутри горит желание заниматься творческим и проектным-, то скажите об этом. Если поставленный план высасывает все соки и снижает продуктивность - скажите об этом. Если вы работаете больше нормы на 3 часа - скажите об этом. Всегда стремитесь выстроить максимально возможные комфортные условия работы.
  4. Реальные результаты не поощряет начальство- смените компанию. Рынок труда очень обделен на профессионалов. Помните, что профессиональное выгорание - удел профессионалов. В вас есть большой опыт и амбиции, а неподходящее место работы убивает эти ценные ресурсы.
  5. Не вините себя. Ситуацию стресса надо уметь отпускать. Поменяйте окружение, круг общения, займитесь тем, что вам нравится - отвлекитесь. Войдите в комьюнити тех, кто вяжет или учит английский. Сделайте перестановку, осуществите свои "хотелки", проведите время с семьей. Вы имеете право думать в первую очередь о себе, а не о работе.
  6. Вспомните за что вы выбрали данную профессию. Найдите в себе прежнюю искру к профессии и работе в целом: как после 10 лет брака вспомнить о первом свидании.
-2
Резюмируя: моментальное увольнение не равно лечение. Надо понять причины перегорания, которые кроятся внутри. Попробуйте изменить положение на работе, говорите о том, что вам не нравится руководству. В крайнем случае - смените место работы. Если вы профессионал (а это зависит только от вас), то проблем с поиском подходящего именно вам места работы не будет.

Заключение

STADA заявляет, что 72% россиян когда-либо испытывали эмоциональное выгорание на работе. Чтобы не попасть в эту львиную долю населения, воспользуйся ботом Telegram определения уровня профессионального выгорания и стресса- @drclinicsbot и воспользуйся методами, изложенными в статье.

Спасибо, что дочитал(-а) до конца! Поделитесь тем, как вы справляетесь с перегоранием в комментариях.