Найти тему
Энергия+

Как газ стал жидким и завоевал мир: 2-я часть

Продолжаем рассказывать вам об истории создания индустрии сжиженных углеводородных газов (СУГ). В прошлый раз мы рассказали, как в начале 20-го века появилась идея превращать газ в жидкость и какой профит смогли получить от ее реализации предприимчивые американцы. Сегодня вы узнаете о первых газобензиновых заводах в Грозном, и в Баку.

Гараж предприятия «Грознефть». 1925 год. Источник: Wikiwand
Гараж предприятия «Грознефть». 1925 год. Источник: Wikiwand

«Вы – нищие, хотя сидите на золоте!»

Конечно, события, развернувшиеся в Европе после выстрела в Сараево, отодвинули планы по утилизации углеводородных газов в России. Изнурительная Первая мировая, затем разрушительная гражданская. Войны и революции отбросили страну на задворки научно-технического прогресса. Больше того, даже передовые нефтепромыслы крупных фирм, имевших свое газовое хозяйство, без обновления оборудования и магистралей, по меткому выражению большевистских пропагандистов, превратились в «кладбища». Если в США на конец 1910-х годов – начало 1920-х годов пришлось совершенствование технологий переработки попутных нефтяных и природного газов, лечение разного рода «детских болезней» крекинга нефти, сжижения или сжатия газов, то в России по-прежнему миллионы кубометров газа выпускались на воздух из негерметичных скважин и трубопроводов, открытых амбаров для хранения нефти и нефтеперегонных кубов. Начальник треста «Азнефть» А.П. Серебровский вспоминал о реакции американцев, попавших на советские нефтепромыслы в 1922 г.: «Американские инженеры начали с того, что пришли в ужас от постановки дела у нас. Один из них кричал, что так работать нельзя, что мы пускаем на воздух все нефтяное богатство – газ, бензин. <…> ʺВы – хищники! – говорили они, – Вы – нищие, хотя сидите на золоте!ʺ».

В 1924 г. по инициативе И.Н. Стрижова, в то время – директора Бакинской нефтяной промышленности, в «Азнефть» для проектирования газобензиновых абсорбционных установок для бакинских газов пригласили двух американских инженеров. В 1925 г. советский инженер И.Н. Аккерман, ученик академика В.Н. Ипатьева, построил в Грозном первый в СССР газобензиновый (газолиновый) завод. Это был первый шаг на пути создания СУГ-индустрии. Вслед за этим и в Грозном, и в Баку стали строить газобензиновые заводы или хотя бы небольшие установки отбензинивания газов. Кроме того, в стране развернулось строительство крекинг-заводов.

15 марта 1929 г. на главном газолиновом заводе № 5 в Грозном был построен первый стабилизатор – ректификационная колонна для удаления из газового бензина легкоиспаряющихся пропана и бутана.

8 марта 1930 г. Комитет по химизации народного хозяйства при СНК СССР, взявший на себя роль координатора газовой программы, постановил: «поручить Грознефти: произвести полную герметизацию всех нефтяных и газовых скважин, использовать весь газ для переработки для получения газолина, разработать вопрос о применении бутано-пропановых фракций газа, как топлива в домашнем хозяйстве и транспорта его в жидком состоянии».

Процессы конденсации, стабилизации и высокотемпературной обработки нефти и нефтепродуктов в качестве побочных продуктов давали большой объем углеводородных газов – от метана до бутана и их гомологов. Они и должны были составить сырьевую базу новой отрасли.

В крекинг-газах грозненских заводов пропан-бутановых фракций содержалось около 49 %. Казалось, что в СССР вот-вот родится СУГ-индустрия.

Автор: Юрий Евдошенко

Оригинал статьи и другие материалы об энергетике читайте на сайте журнала «Энергия+».