Найти тему
Энергия+

Скрам-мастер: что это за специалист и чем занимается в нефтянке?

О том, сложно ли стать скрам-мастером, что это вообще такое и в каких проектах используется скрам в нефтянке рассказывает Дарья Ведмедюк, скрам-мастер, главный разработчик Центра инновационных программных решений «Газпром нефти».

— Дарья, как давно появилась профессия скрам-мастера?

— В 1970–1980-х годах менеджмент крупных технологических компаний стал постепенно приходить к пониманию, что, кроме качества и низкой себестоимости разработки продуктов, для успешной конкуренции на рынке важна еще и скорость их создания.

Многие, наверное, уже забыли, что когда-то технологические продукты, в том числе и IT-системы, могли разрабатываться годами в лабораториях и только после этого выходить на рынок.

Дарья Ведмедюк, скрам-мастер, главный разработчик Центра инновационных программных решений «Газпром нефти»
Дарья Ведмедюк, скрам-мастер, главный разработчик Центра инновационных программных решений «Газпром нефти»

Позднее к скорости добавилось качество адаптивности продукта, то есть бизнес осознал, что при создании чего-то нового для рынка важно учитывать и накопленный пользовательский опыт. Так появилась идея построить систему, при которой разработчики и пользователи будущего продукта могли бы создавать его сообща. Про перспективность такого подхода впервые заявили два японских разработчика в статье «Разработка нового продукта — новые правила игры», которую они опубликовали еще в 1986 году. В ней, кстати, впервые упомянули и понятие «скрам» как метод управления проектами.

Сама же профессия, пусть и не в формальном ключе, появилась в начале 2000-х годов, когда ряд американских разработчиков призвали профессиональное сообщество использовать новые, гибкие, подходы в разработке продуктов повсеместно. В 2010-м появилось первое глобальное руководство по cкраму. Наверное, с этого момента и можно вести отчет появления профессии скрам-мастера.

— Что же такое скрам и чем занимается скрам-мастер?

— Скрам — это методология гибкого управления проектами, часть философии Agile. В классической, так называемой водопадной схеме создания ПО (в английском варианте она называется waterfall) процессы должны идти друг за другом. Выполнили один этап, перешли к другому. Перескакивать нельзя. А если в условиях что-то меняется, то надо начинать сначала. Все это сильно замедляет разработку. В cкраме же вместо проектного задания используется бэклог — список функций, требований к системе, желаний заказчика. Они сортируются по приоритету. Это живой документ, вы можете добавлять в него новые задачи по ходу работы.

Обычно скрам используется в сфере разработки ПО, но в целом подходит для любых проектов, не только в сфере IT. С его помощью можно увеличить производительность компании и достичь лучшего результата.

Что касается скрам-мастера, то это участник команды, который знает все про фреймворк скрам — то есть базовые правила взаимодействия участников команды разработчиков. Он «прокачивает» команду и помогает выстроить работу и коммуникации. Это такой член скрам-команды — судья, тренер, модератор, наставник, если хотите, «истина в последней инстанции», — который отвечает за правильное внедрение и применение правил фреймворка. Конечно, это не все обязанности скрам-мастера, список очень обширный, но основная суть в этом. Главная цель скрам-мастера — вывод команды на конечный результат по спринтам. В IT спринт — это, как правило, двухнедельный цикл разработки продукта.

— Что нужно знать и уметь, чтобы стать хорошим скрам-мастером?

— Выучить теорию: скрам-гайд, Agile-манифест и сдать соответствующий экзамен в сертифицированном центре Scrum.org. Но это не самое сложное. Важно еще прийти к осознанию, что тебе, команде и компании, в которой ты работаешь, скрам подходит: вы ментально и организационно готовы к изменениям, готовы к продуктовому подходу и гибкой разработке продуктов.

Если мы говорим о разработке цифровых продуктов, то хороший скрам-мастер для этой категории тот, кто идеально сочетает в себе знания как технической части, так и софт-скиллс-компетенций: умеет быть хорошим наставником, способен помогать команде разрешать рабочие конфликты и при этом быть коммуникабельным эмпатом. Практикующему инженеру без развитых софт-скиллс будет довольно сложно, поскольку скрам-мастер — это в первую очередь про организацию и коммуникацию внутри команды. Про выстраивание процесса диалога между всеми участниками команды. А хорошо «прокаченному» в части софт-скиллс скрам-мастеру без знания технологий разработки будет сложно работать в IT-команде. Поэтому нужен баланс.

— Где вы учились и как пришли в профессию?

— Я пришла в профессию из разработки. Но важно и то, что я по-прежнему главный разработчик. Программирующий скрам-мастер — это как играющий тренер. Наш департамент один из первых в «Газпром нефти» начал применять гибкие методологии, и там я впервые познакомилась со скрамом. У меня появилось желание более фундаментального изучения фреймворка. Сначала училась на практике, затем осваивала теорию на Scrum.org, прошла международную сертификацию.

Тут важно отметить, что сам сертификат хоть и придает уверенности на старте, но главным все же остается фундаментальное следование принципам скрама. Я знаю примеры, когда человек с официальным сертификатом был плохим скрам-мастером, и знаю коллег, которые и без него являются прекрасными специалистами.

— Вы приходите на работу и начинаете... что делать?

— Согласно скраму, команда — это самоорганизующаяся система и должна самостоятельно решать, как выполнять работу. Поэтому как скрам-мастер я ничего не решаю в части функциональности самого продукта, но помогаю улучшать методы работы команды. В процессе гибкой разработки с продуктом может происходить что угодно: смена владельца, неожиданный запрос на новый функционал, тираж на новый актив, в команду может прийти новый разработчик и т. п. Поэтому в условиях постоянных изменений моя задача — делать так, чтобы ничего «не потерялось» и не забылось, чтобы новые участники команды быстро адаптировались, роли в команде работали в соответствии с правилами, заказчики не забывали и не ленились своевременно давать обратную связь и участвовали в процессе разработки.

— Давайте попробуем оценить роль скрама на примерах конкретных проектов, участие в которых вы принимали. Как это работает?

— Есть несколько хороших кейсов, где выбор скрама, в отличие от «водопада», дал прекрасные результаты. Первый пример — проект Ichart Design. В ходе его реализации нужно было подобрать оптимальный комплекс геофизических и гидродинамических исследований нефтяных скважин для петрофизиков и геологов Научно-Технического Центра «Газпром нефти». Проект масштабный, длился три года. За это время наука и технологии успели уйти вперед, появилось множество новых вводных от заказчиков. Если бы мы выполняли проект по классической схеме, то результат нашей работы оказался бы просто невостребованным, поскольку первоначальная цель безнадежно устарела. А с помощью скрама мы оперативно учитывали все происходящие изменения и в заданное время довели проект до логичного завершения, получив на выходе актуальный и нужный нашим коллегам продукт.

Или второй пример — проект Bazhen Play Map: разработка технологии прогноза нефтегазоносности участков баженовской свиты. Это российский аналог американских запасов сланцевой нефти. Искать нетрадиционные запасы традиционными методами — бурением разведочных скважин — дорого. Поэтому стояла задача создать программу, которая на основе анализа различных данных будет достаточно точно оценивать перспективность отдельных участков. Довольно сложную задачу по созданию новой технологии мы смогли выполнить всего лишь за полгода, а в конце даже получили на нее патент.

Сейчас я участвую в проекте «Технологический режим 2.0» для блока разведки и добычи «Газпром нефти». Речь идет о создании программы, которая позволит строить модели существующих скважин и оптимизировать их работу. Проект рассчитан еще на год, в нем заинтересованы многочисленные добычные дочерние компании. И конечно, мы активно работаем с обратной связью, ведем бэклог и благодаря скраму гибко меняем продукт с зависимости от новых требований заказчика и потребностей пользователей.

— Что в вашей работе вы считаете самым сложным и самым интересным?

— Переход от классических моделей разработки к гибким сам по себе интересен, поскольку ты на своем примере видишь, как разрушаются старые паттерны и возникают новые, как перестраивается команда, как меняется командный менталитет. Видишь, как коллеги-программисты от написания кода приходят к глубокому вовлечению в создание продукта с нуля.

— Какой вы видите вашу профессию через 5–10 лет?

— Наверное, появятся скрам-мастера 80-го уровня. А вообще думаю, что эволюция скрам-мастеринга будет идти по пути трендов цифровой трансформации как бизнеса, так и общества. В условиях когда идет постоянное развитие технологий и накопление информации, скрам-мастера начнут работать каждый в своей области, в которой они будут обладать наибольшими знаниями для работы с командами.

Поэтому можно предположить, что через 5–10 лет мы получим скрам-мастеров, специализирующихся практически во всех сферах Индустрии 4.0, например, таких как AI, VR, IOT, робототехника и другие.

Понравился материал? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал!

Другие материалы по теме:

Как роботы помогают нефтяникам? ВИДЕО!
Как отечественный дрон перевозит пробы нефти. ВИДЕО!
Эксперт в области робототехники: «Наши разработки не имеют аналогов в мире!»

Другие материалы читайте на сайте журнала: www.gazprom-neft.ru/press-center/sibneft-online/