План Карла Густава сработал — Дания в кратчайшие сроки была выбита из войны. Однако в Польше его дела обстояли не так блестяще. Все усилия Яна Казимира по сохранению армии оправдались стократно: после отбытия почти всех шведских частей в Данию, союзники Карла потеряли все преимущество над восставшими. Трансильванский князь Дьердь II Ракоци первым сообразил, чем это может все закончиться. Он приказал своему войску свернуть лагерь и идти к своей границе. Поляки пустились преследовать отступающего противника, и в один из удачных моментов окружили его. Ракоци, находясь в безысходной ситуации, вынужден был запросить переговоры. Поляки отпустили князя вместе с войском домой, заставив перед этим вернуть все захваченные земли и разорвать союз со шведами.
Теперь у Карла было на одного союзника меньше, а сейчас наступило время Бранденбурга. Армия этого княжества славилась своей выучкой и практически ничем не уступала шведской. По этой причине Ян Казимир предложил курфюрсту Фридриху Вильгельму Гогенцоллерну решить все вопросы за столом переговоров. На тот момент часть Восточной Пруссии, формально принадлежавшей Речи Посполитой, де-факто находилась под управлением курфюрста. Король предложил Фридриху оставить эту землю себе в обмен на вступление в антишведскую коалицию. Гогенцоллерн согласился и пообещал в случае необходимости прислать на помощь небольшое войско количеством в шесть тысяч штыков.
Тем временем в Польшу вошла союзная армия Священной Римской империи. Теперь баланс сил в регионе окончательно склонился в пользу Речи Посполитой. Карл Густав допустил тактическую ошибку, решив нанести удар сначала по Дании, выбив ее из войны. Контролируя большую часть датской территории, сейчас он задумал окончательно разгромить давнего недруга и включить его земли в состав своего королевства. Вместо того чтобы двигаться на помощь гарнизонам на польском побережье Балтийского моря, король пошел прямиком к Копенгагену.
Под крепостными стенами датской столицы Карл Густав вдруг узнал, что теперь против него воюют и Нидерланды. Голландский флот поддерживал снабжение осажденного Копенгагена морем и заодно заблокировал перемещение неприятельских войск между островами. Таким образом, вся армия вторжения под предводительством шведского короля оказалась в западне. Сконцентрировать силы, необходимые для штурма датской столицы, он уже не мог. Более того, все пути эвакуации из островов также были перекрыты.
В отсутствие основных сил Карла Густава коалиция продолжила победное шествие по северу Речи Посполитой. У шведов еще оставались в руках несколько крепостей, когда пришло известие о скоропостижной кончине Карла Густава. Шведское правительство явно не собиралось продолжать военные действие, поэтому вскоре подписало с Яном Казимиром мирное соглашение, вернуло все захваченные территории и вывело свои войска.
Вот так неожиданно для всех польско-литовское государство возобновило свой суверенитет над центральной частью страны. Но это было только полдела, поскольку на востоке еще хозяйничали царские войска и казаки. Кроме того, перед королем Яном Казимиром еще стояла задача по преобразовании своей державы — Речь Посполитая остро нуждалась в реформах.
Продолжение: Гибель Речи Посполитой: поражение царского войска и освобождение восточных территорий
Ранее: Гибель Речи Посполитой: шведы сотворили из Польши европейское поле битвы
Начало: Гибель Речи Посполитой: "украинский" вопрос
Читайте также: Куликовская битва. Часть первая: князь Дмитрий собирает войско и идет на сближение с Мамаем