Найти тему

На велосипедах вокруг шлюзов Мазурского канала

На прошлых выходных мы воспользовались тёплыми и солнечными деньками (возможно, последними этим летом), и отправились в небольшое велосипедное путешествие по окрестностям посёлка Дружба (бывш. Алленбург).

Приключения начались ещё на этапе укладывания трёх велосипедов в багажник автомобиля. Вроде бы всё очень просто: и багажник немаленький, и передние колёса велосипедов открутили без проблем. Но поскольку это был наш первый опыт загрузки сразу трёх велосипедов в один автомобиль, процесс получился весьма занятным.

Для справки: Мазурский канал — гидротехническое сооружение, соединяющее бассейн реки Преголи (Калининградская область Российской федерации) и Мазурские озёра (Польша). Длина канала 50,4 км.

Наш маршрут, в принципе, получился весьма стандартным: начать в посёлке Дружба от первого, самого маленького шлюза и дальше двинуться вдоль Мазурского канала по любым дорогам, которые мы сможем найти.

Нижний (первый) шлюз на Мазурском канале построен в 1930-е годы. Он является последним перед впадением канала в реку Лаву.

До следующего шлюза добраться на велосипедах не составило труда. Туда идёт вполне сносная дорога, на которой можно без особых проблем подъехать даже на автомобиле. По дороге мы запечатлели остатки старого моста. Где-то в этих краях ещё проходила железная дорога, от которой, конечно, уже ничего не осталось.

А вот и сам шлюз. Выглядит он намного внушительнее, чем предыдущий.

-4

Следующая часть пути заслуживает того, чтобы о ней рассказать подробнее. От второго шлюза мы проехали обратно к дороге и двинулись в поле. Часть пути прошла по бурьяну, который царапал руки, цеплялся за велосипеды и одежду. Иногда впереди нас поджидали небольшие ямы, прикрытые травой. Надо было успеть их вовремя заметить, притормозить и спешиться, потому что в противном случае можно было сломать велосипед (или самим поломаться). В таком ритме мы проехали около двух километров, пока вокруг всё пахло и стрекотало, а тёплое солнце подогревало и без того горячие головы.

Конечно, помимо всего прочего, невозможно было не запечатлеть красоту запаханных полей. Наверное, это идёт откуда-то из глубин генетической памяти, что когда видишь запаханные поля, на душе воцаряется спокойствие.

Когда, наконец, нам удалось добраться до грунтовой дороги, мы вздохнули с облегчением, несмотря на то, что позади осталась ещё совсем небольшая часть пути.

-8

По дороге мы переехали через ещё один совсем неприметный мост.

-10

Когда мы выехали с грунтовки, наш путь продолжился по живописной дороге, на которой белели островки бабочек капустниц. До следующего шлюза нам оставалось двигаться около пяти километров. Благо, дорога была хорошей, автомобилей на ней не было. Мы встретили только два больших трактора, но так быстро промчались мимо них, что даже сфотографировать не подумали. Правда, периодически мы останавливались у плодово-ягодных деревьев, которые в большом количестве растут в тех краях.

-12

Хорошая дорога закончилась только на самом повороте на третий шлюз. Хотя мы и там умудрились часть пути проехать на велосипедах.

Следующий шлюз находится в районе уже не существующего посёлка Гросс Аллендрф. Он был построен в 30-е годы прошлого века, его завершённость составляет около 90%. В отличие от предыдущих двух, у этого шлюза предусмотрена операторская рубка (а не домик смотрителя), и несколько иное устройство шлюзового затвора. Сама операторская была остеклённой, но к сегодняшнему дню остекление не сохранилось.

Велосипедную часть нашего небольшого путешествия мы решили закольцевать в Дружбе, а дальше продолжить движение уже на автомобиле.

Здание молокозавода в Дружбе
Здание молокозавода в Дружбе

Четвёртый шлюз находился в погибшем населённом пункте Вильгельмсхоф. Теперь ближайшим к нему посёлком является Ново-Бийское (бывш. Фридрихсвальде). По всей вероятности, шлюз совсем не был достроен: отсутствуют створки, разводные механизмы к ним. А на несколько километров в сторону Польши, канал совсем не заполнен водой. По сравнению с предыдущими шлюзами, четвёртый не выглядит таким зрелищным. Зато там эхо классное. Поскольку шлюз находится вплотную с автомобильным мостом, можно стоять прямо на обочине и баловаться с эхом.

А вот как выглядит этот шлюз зимой.

Кстати, мостов через Мазурский канал было не так уж и мало. Вот остатки ещё одного из них. Не удивляйтесь, что на фото снег, просто оно было сделано прошлой зимой. В этот раз туда было просто не подъехать и не подойти из-за бурной летней растительности.

Но, конечно, изюминкой путешествия вдоль Мазурского канала был и остаётся пятый шлюз, находящийся в Озерках (бывш. Георгенфельде). Его надо видеть в последнюю очередь, иначе восхититься остальными шлюзами уже, скорее всего, не получится. Перепад высот на шлюзе между верхним и нижним бьефами составляет 17 метров. Этот шлюз — ближайший к границе с Польшей, и самый крупный на территории Калининградской области. Поскольку в этой части канала есть вода, на шлюзе можно полюбоваться большим искусственным водопадом. В разное время года поток воды бывает разным, но всегда очень зрелищным. И в этот раз он был очень бурным!

А вот фотографии этого шлюза зимой. Многие элементы летом скрывает растительность, а зимой их удаётся не только увидеть, но и запечатлеть на фото.

По сути, Мазурский канал — это большой недострой, который всё равно возбуждает интерес местных жителей и туристов уникальной системой шлюзов, несмотря на то что общая завершённость канала составляет не более 70%. Проект Мазурского канала подразумевал связь и с мелиоративной системой, поэтому помимо шлюзов и остатков мостов, можно увидеть и иные гидротехнические сооружения (дюкеры, сифоны и т.д.). В принципе, чтобы полностью осмотреть все элементы Мазурского канала, одного дня явно не хватит, поэтому нам туда ещё ездить и ездить...

Первая публикация в группе "Калининградские прогулки"

#путешествие #Калининградская область #Мазурский канал #шлюзы #заброшенное #инженерные сооружения #велопрогулка