Найти тему

Чтение для вас никогда не будет прежним...

После прочтения этой статьи, вы 100% станете по-другому читать художественную литературу.

Если вы хоть раз читали какое-либо произведение, то неизбежно сталкивались с понятием «художественная деталь», хоть и не замечали этого. Детали – это то, с помощью чего автор создает определенный художественный образ.

Чаще всего и читатель-обыватель, и литературовед, и лингвист обращает внимание на образы героев и героинь произведений.

Я хочу рассказать о понятии «вещный образ», и почему он бывает не менее важен образа персонажа.

ВеЩный образ никак не связан с вечностью! Вещный – от слова «вещь», «предмет».

Я постараюсь использовать поменьше терминологии, чтобы суть была понятна всем, но заранее прошу простить за некоторые профессиональные словечки, т.к. это основа моей диссертации.

Когда я начинала свое диссертационное исследование, я осознала, что понятия «вещный мир» и «образ вещного мира» в современной лингвистике изучены недостаточно. Ученые заинтересовались предметным миром художественного произведения лишь в конце 1980-х гг. При этом я изучила множество статей, где авторы обращают внимание на важность предметов при описании, но не обозначают глубокую связь образ – вещь – деталь. Этим я и занималась в своей работе – выявляла и систематизировала языковые средства и способы, с помощью которых авторы создают вещные образы в англоязычных текстах. Я изучала только текста двух жанров: научной фантастики и «фэнтези».

Итак, один из выводов работы: образ вещного мира – это художественный образ, который описывает все материальные объекты, которые окружают героев повествования, способствует созданию «фона» литературного произведения и, что самое важное, раскрытию сущности персонажей.

Также примечательным оказалось, что для создания вещных образов используются различные лексические, синтаксические, пунктуационные средства.

Не буду расписывать все положения, выносимые на защиту. Просто покажу на примерах:

1. Пример из текста научной фантастики

Одним из основных видов оружия в романе Г. Уэллса «Марсианские хроники» является тепловой луч (the Heat-Ray):

1) Whatever is combustible flashes into flame at its touch, lead runs like water, it softens iron, cracks and melts glass, and when it falls upon water, incontinently that explodes into steam.2) It was sweeping round swiftly and steadily, this flaming death, this invisible, inevitable sword of heat.

Вот что можно разглядеть примечательного в этих предложениях:

1) выделенное двойной запятой образное сравнение lead runs like water в сочетании с приемом градации позволяет достоверно описать масштаб разрушений, которые нанесли марсиане;

2) прием аллитерации (sweeping, swiftly) и морфологический повтор (invisible, inevitable) помогают создать в создании реципиента образ ужасающей, всепоглощающей и неотвратимой смерти;

3) обстоятельства образа действия, выраженные наречиями (swiftly, steadily), подчеркивают четкость, слаженность и плавность движений «меча смерти».

4) Метафоры (flaming death и sword of heat) дополняют образ чудовищного оружия пришельцев.

2. Пример из текста о Гарри Поттере (относится к жанру «фэнтези»)

Неотъемлемым атрибутом игры в квиддич, а также самым распространенным транспортным средством, является летающая метла (a broomstick) – этот вещный образ играет ключевую роль во многих сюжетных линиях:

Harry’s broom jumped into his hand at once, but it was one of the few that did.[…] Perhaps brooms, like horses, could tell when you were afraid, thought Harry.

Когда юный волшебник в первый раз столкнулся с летающей метлой, ему предстояло научиться управлять ей. Здесь деталь выражается стилистическим приемом образного сравнения с животным like horses, усиливается глаголом движения jumped, который, в свою очередь, приписывает метле не свойственные ей физические качества. Таким образом, осуществляется сравнение вещи с животным и ее олицетворение.

Гарри не испугался волшебных качеств метлы, наконец-то он преуспел в чем-то в новом для себя окружении потомственных волшебников – он смог самостоятельно справиться с чем-то волшебным:

He mounted the broom and kicked hard against the ground and up, up he soared, air rushed through his hair and his robes whipped out behind him – and in a rush of fierce joy he realised he’d found something he could do without being taught – this was easy, this was wonderful.

Этот отрывок очень многое может сказать внимательному читателю (а также лингвисту-исследователю концептуального пространства текста). Полет на метле показался мальчику чудесным. Слово wonderful в самом тексте выделено курсивом. Это свидетельствует о его особом просодическом оформлении и семантическом весе. Лексический повтор предлога up при взаимодействии с глаголом движения soar указывает на то, как именно высоко взмывал юный чародей. Здесь мы также понимаем, что именно метла поможет Поттеру возвыситься как личности в социуме волшебников, так как изначально Гарри был популярен лишь как «Мальчик, который выжил» (The Boy Who Lived), но блестящая игра в квиддич помогла ему завоевать признание благодаря своим персональным качествам. Таким образом, эта художественная деталь, описывающая вещный образ метлы, имплицирует намного больше.

-2

Очень надеюсь, что терминами я всё же не перегрузила, и теперь, читая художественное произведение, вы будете задумываться больше о вещных образах!