Найти тему
Икстория

Как наши предки встречали весну?

Лубок. Русская песня "Не брани меня, родная" (Народное гуляние). Литография мастерской Ивана Голышева. XIX век.
Лубок. Русская песня "Не брани меня, родная" (Народное гуляние). Литография мастерской Ивана Голышева. XIX век.

Весна всегда была синонимом плодородия, цветения, бурного возрождения природы у восточных славян (да и не только у них).

Именно празднования весны оставили, пожалуй, самый обширный материал для исследования фольклора и традиций восточных славян, в частности — русских.

Мы немного вынесем за скобки Масленицу с её чучелом, блинами, плясками, катаниями на санях, об этом празднике читатель осведомлён.

Напомним только, что блины некогда представляли собой ритуальную еду.

Читайте также: "Мороз, ходи кутью есть" — поминальные обычаи Руси

Точной даты празднества встречи весны не существовало — отмечали его то на Евдокию (1 марта), то на день сорока мучеников ("со́роки" — 9 марта по юлианскому календарю) или на Благовещение (25 марта).

Церковь адаптировала языческий праздник под день памяти Сорока Севастийских мучеников, хотя, собственно говоря, этот день не имеет с ними ничего общего (Н. Гальковский Масленица. Сороки // Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. — Харьков: Епархиальная типография, 1916. — Т. I. — С. 90—92). У сербов и болгар праздник назывался Младенци.

Весна, как считалось, приходит по-разному, иногда зима затягивалась, или наоборот, внезапно отступает, поэтому не было и чётких сроков: устанавливать их казалось бессмысленным. По сведениям из Калужской области весну приветствовали "как тропинки почернеют" (когда снег оттает и на тропинках проступит земля).

В обрядовых песнях весну кличут, окликают, заклинают (В. Пропп, "Русские аграрные праздники"/ Владимир Пропп СПб, Азбука, Азубка-Аттикус, 2021 с. 56- 61). Её началом полагали прилёт птиц, которые как бы приносили с собой тепло. Закономерность была причинно-следственной: если прилетят первые птицы, весна вернётся.

А чтобы это произошло, пеклись изображения куликов и жаворонков. Их делали с растопыренными крыльями, преимущественно из ржаного теста.

Ритуальная еда имитировала птиц и таким образом призывала их. Налицо типичный обрядовый обычай замены: можно вспомнить "козули", изображения животного, напр. коровы (т. н. "коровки"), скорее всего, с намерением создать приплод у скота. Обычно жаворонки и кулики съедались. Но в некоторых случаях их "берегли" до следующего года. Они являлись также оберегом и способствовали благополучию.

Современная интерпретация рецепта "жаворонка"
Современная интерпретация рецепта "жаворонка"

К XIX веку праздник стал преимущественно детским, птиц давали детям, и они садились с ними на деревья или сажали их на забор, иногда просто на землю (М. Шереметьева Земледельческий обряд "Заклинание весны" в Калужском крае"// Сборник Калужского гос. музея. выпуск 1, Калуга, 1930, С. 33-60).

Куликов нитками привязывали к шестам у огорода, чтобы при ветренной погоде создавалось впечатление, что они летят. Подражание, как считалось, имело заклинательную силу.

Весенние детские песенки ("веснянки") открывают нам новые подробности. Похоже, раньше песни обладали ритуальным заклинательным значением, но впоследствии потеряли в своей серьёзности:

Ты пчелынька,
Пчелка ярая!
Ты вылети за море,
Ты вынеси ключики,
Ключики золотые.
Ты замкни зимыньку,
Зимыньку студеную!
Отомкни летечко,
Летечко тёплое,
Летечко тёплое,
Лето хлебородное!
(П. Шейн, "Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках и т.п., №1175)

Созвучия ("летечко тёплое") придавали песням динамику, в западнорусских и восточнобелорусских регионах они пелись во время хороводных игр. (ВСТРЕЧА ВЕСНЫ: ОБРЯД И ПЕСНИ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU).

Для подобных песен характерно обращение к весне, например, "Вясна красна!", Песни исполнялись детьми, когда те взбирались на деревья и другие возвышенности и перекликались с друг другом по всей деревне.

Зима противопоставляется весне, первая символизирует бескормицу, холод, вторая — сытость, тепло.

Жаворонки, жаворонки,
Дайте нам лето,
А мы вам зиму.
У нас корма нету.
(Шереметьева, заклинание весны, С.40)

Весна осчастливливала каждого, давала надежду. Природа преображалась, и всё это, разумеется, положительно сказывалось на психическом состоянии земледельца.

Обряд "клича" весны ясно показывает, что имитация действия воспринималась восточными славянами как заклинание, как призыв. Некоторые поверья и традиции (например, приготовление "жаворонков") сохраняются и сегодня.

Статья создана при поддержке студенческой организации "Русское общество МГЛУ".

Автор статьи — Константин Лукашук, студент-переводчик МГЛУ.

Понравилась статья? Подпишитесь на Иксторию — история искусства и искусство истории.