19,8K подписчиков

Ан-24: загнанная рабочая лошадь «Аэрофлота»

21K прочитали

Ан-24 — советский пассажирский турбовинтовой самолёт для линий малой и средней протяжённости. Первый полёт совершил 20 октября 1959 года.

Первый опытный Ан-24. Фото с сайта airwar.ru
Первый опытный Ан-24. Фото с сайта airwar.ru

С 1962 по 1979 год на Киевском, Иркутском и Улан-Удэнском авиационных заводах было выпущено 1367 таких самолётов различных модификаций и назначений. В своё время Ан-24 обеспечивал до трети воздушного пассажирооборота СССР. Распространённость самолёта объяснялась его неприхотливостью к качеству покрытия ВПП.

На базе Ан-24 были разработаны военно-транспортные самолёты Ан-26, Ан-32, самолёт воздушного наблюдения и аэрофотосъёмки Ан-30. В 1970-2000 годах в Китае производилась лицензионная версия под названием Xian Y-7, было выпущено 103 самолёта.

Xian Y-7 «Уханьских авиалиний» в Музее гражданской авиации. Пекин. Фото: Milan Cibulka
Xian Y-7 «Уханьских авиалиний» в Музее гражданской авиации. Пекин. Фото: Milan Cibulka

Находящийся в Монино самолёт Ан-24 (зав.н. 47300903) изготовлен в Киеве и 1 июня 1964 года совершил первый полёт. 6 июня передан в эксплуатацию во Львовский отряд Украинского управления Министерства гражданской авиации. 12 августа 1964 года получил регистрацию СССР-46746. Списан 28 апреля 1979 года по отработке назначенного ресурса. Самолёт совершил 24 962 полёта общей продолжительностью 27 444 часа. Был передан в музей ВВС в Монино, куда перелетел своим ходом из Львова 24 мая 1979 года. Самолёт был установлен на том месте, где сегодня в музее стоят самолёты ОКБ Сухого ‒ перед носом Ту-144.

Фото из книги  Э. Цихош. «Сверхзвуковые самолёты». М.: Мир. 1983 г.
Фото из книги Э. Цихош. «Сверхзвуковые самолёты». М.: Мир. 1983 г.

За хвостом Ан-24 видна заросль совсем юных берёзок, которая сегодня превратились в могучую рощу.

1981-1988 год. Фото Николая Якубовича
1981-1988 год. Фото Николая Якубовича

«Соседями» Ан-24 стали Як-40 и М-15 «Бельфегор».

Май 1988 года. Фото Андрея Горы
Май 1988 года. Фото Андрея Горы

После начала глобальных перестановок на открытой площадке музея Ан-24 ненадолго перебрался на противоположную сторону дорожки, поучаствовав в создании «Аллеи Антонова».

28 октября 1988 года. Фото Валерия Савельева
28 октября 1988 года. Фото Валерия Савельева

Затем самолёт был перемещён в сектор пассажирской и транспортной авиации, поближе к Ан-22. Причём, «приехал» он туда одним из последних. Вот его фото на самом краю музея, позади Ан-10.

1991 год. Фото: omega1108
1991 год. Фото: omega1108

К маю 1991 года самолёт занял своё нынешнее место между Ан-12 и Ан-22.

20  мая 1991 года. Фото: Paul Seymour
20 мая 1991 года. Фото: Paul Seymour

Там он ветшал, выцветал и постепенно проваливался колёсами в грунт: под самолёт вовремя не подставили бетонные плиты. На носовом радиопрозрачном обтекателе довольно сильно облезла краска.

Летом 2004 года Ан-24 (как и соседние Ан-12 и Ан-22) был покрашен к празднику «Легенды авиации».

28 апреля 2005 года. Фото: Peter de Jong
28 апреля 2005 года. Фото: Peter de Jong

Как и большинство самолётов на этой площадке, Ан-24 пострадал от рук вандалов. Из-за своей хорошей доступности в него особенно часто попадали нелегальные посетители музея. Вот фото одного из таких посетителей:

Часть приборов в кабине отсутствовала. У остальных были разбиты стёкла на циферблатах. Также кто-то снял и унёс штурвал КВСа.

Фюзеляж сильно протекал во многих местах: двери, выбитые и закрытые заглушками иллюминаторы, форточка второго пилота, аварийные люки в кабине и в салоне по правому борту, фюзеляж в районе заднего багажника. От воздействия влаги многие металлические элементы внутри пострадали от коррозии.

В 2008-2009 годах (точнее установить пока не удалось) волонтёры уложили плиты перед шасси и затащили на них самолёт.

Август 2009 года. Фото Константина Тюрпеко
Август 2009 года. Фото Константина Тюрпеко

В конце 2010 года волонтёры занялись восстановлением интерьера Ан-24. Алексей aka Epsilon63 провёл инвентаризацию, составил список необходимых запчастей, восстановил несколько разбитых приборов.

2014 год. Фото Олега Гаврюшенко
2014 год. Фото Олега Гаврюшенко

В 2014 году работы возобновились по инициативе Олега Гаврюшенко. Носовой обтекатель снова безобразно облез, было решено его отреставрировать.

11 июля 2015 года. Фото автора
11 июля 2015 года. Фото автора

Олег демонтировал обтекатель, а РЛС убрали в хранилище для сохранности. Самолёт некоторое время стоял с завешанным брезентом носом.

Реставрацией обтекателя у себя на производстве занялся волонтёр Эдвин Аванесян, в 2015 году присоединившийся к работам на самолёте. Старая краска была полностью смыта, затем поверхность пропитана полиэфирной смолой. После выравнивания неровностей обтекатель был полностью заново покрашен.

7 мая 2016 года отреставрированный обтекатель был возвращён на самолёт.

11 августа 2016 года. Фото Олега Гаврюшенко
11 августа 2016 года. Фото Олега Гаврюшенко

Затем развернулась наиболее активная фаза восстановления. В мае 2016 года самолёт вымыли.

Также Олег и Эдвин восстановили советский флаг на киле самолёта.

Для лучшего доступа к остеклению и приборным панелям демонтировали кресла пилотов. Далее сняли для ремонта и покраски часть приборных панелей. Неравнодушные люди из Якутска прислали большую посылку с запчастями для восстановления кабины и салона Ан-24.

Летом 2016 года Денис Савченко демонтировал стёкла в кабине, чтобы устранить протечки и коррозию переплёта фонаря. Эдвин в мастерской отполировал стёкла.

Дальше Денис, Александр, Дарья, Сергей и другие волонтёры устраняли коррозию и грунтовали переплёт кабины.

Летом 2017 года Олег и Эдвин заменили резину на передней стойке, зачистили и покрасили зелёной краской диски. В 2018 году занялись колёсами основных стоек шасси. На помощь бригаде Ан-24 пришёл Павел Проскурня. Диски были зачищены и покрашены, а пневматики ‒ заменены на новые, добытые Олегом ещё в 2016 году.

26 мая 2018 года начали возвращать на место остекление кабины пилотов. Его устанавливали на герметик и закрепляли отремонтированными прижимными элементами. Затем Денис ещё раз тщательно отполировал стёкла снаружи.

27 апреля 2019 года Эдвин проложил 60 метров кабеля и организовал рядом с Ан-24 собственный электрощиток. А Денис Байкович постирал чехлы с кресел Ан-24. Сами кресла, очищенные от сгнившего поролона, ещё в 2015 году на время реставрации убраны в грузовой отсек вертолёта Ми-26.

11 июля 2015 года. Фото автора
11 июля 2015 года. Фото автора

На данный момент, восстановительные работы на Ан-24 продолжаются. Впереди ‒ сборка кабины, восстановление интерьера пассажирского салона. А мы пока можем посмотреть несколько фотографий интерьера этого старинного самолёта.

Источники и дополнительная информация:

Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!

#самолеты #авиация #музей #монино #история экспонатов монино #ан-24