Ан-24 — советский пассажирский турбовинтовой самолёт для линий малой и средней протяжённости. Первый полёт совершил 20 октября 1959 года.
С 1962 по 1979 год на Киевском, Иркутском и Улан-Удэнском авиационных заводах было выпущено 1367 таких самолётов различных модификаций и назначений. В своё время Ан-24 обеспечивал до трети воздушного пассажирооборота СССР. Распространённость самолёта объяснялась его неприхотливостью к качеству покрытия ВПП.
На базе Ан-24 были разработаны военно-транспортные самолёты Ан-26, Ан-32, самолёт воздушного наблюдения и аэрофотосъёмки Ан-30. В 1970-2000 годах в Китае производилась лицензионная версия под названием Xian Y-7, было выпущено 103 самолёта.
Находящийся в Монино самолёт Ан-24 (зав.н. 47300903) изготовлен в Киеве и 1 июня 1964 года совершил первый полёт. 6 июня передан в эксплуатацию во Львовский отряд Украинского управления Министерства гражданской авиации. 12 августа 1964 года получил регистрацию СССР-46746. Списан 28 апреля 1979 года по отработке назначенного ресурса. Самолёт совершил 24 962 полёта общей продолжительностью 27 444 часа. Был передан в музей ВВС в Монино, куда перелетел своим ходом из Львова 24 мая 1979 года. Самолёт был установлен на том месте, где сегодня в музее стоят самолёты ОКБ Сухого ‒ перед носом Ту-144.
За хвостом Ан-24 видна заросль совсем юных берёзок, которая сегодня превратились в могучую рощу.
«Соседями» Ан-24 стали Як-40 и М-15 «Бельфегор».
После начала глобальных перестановок на открытой площадке музея Ан-24 ненадолго перебрался на противоположную сторону дорожки, поучаствовав в создании «Аллеи Антонова».
Затем самолёт был перемещён в сектор пассажирской и транспортной авиации, поближе к Ан-22. Причём, «приехал» он туда одним из последних. Вот его фото на самом краю музея, позади Ан-10.
К маю 1991 года самолёт занял своё нынешнее место между Ан-12 и Ан-22.
Там он ветшал, выцветал и постепенно проваливался колёсами в грунт: под самолёт вовремя не подставили бетонные плиты. На носовом радиопрозрачном обтекателе довольно сильно облезла краска.
Летом 2004 года Ан-24 (как и соседние Ан-12 и Ан-22) был покрашен к празднику «Легенды авиации».
Как и большинство самолётов на этой площадке, Ан-24 пострадал от рук вандалов. Из-за своей хорошей доступности в него особенно часто попадали нелегальные посетители музея. Вот фото одного из таких посетителей:
Часть приборов в кабине отсутствовала. У остальных были разбиты стёкла на циферблатах. Также кто-то снял и унёс штурвал КВСа.
Фюзеляж сильно протекал во многих местах: двери, выбитые и закрытые заглушками иллюминаторы, форточка второго пилота, аварийные люки в кабине и в салоне по правому борту, фюзеляж в районе заднего багажника. От воздействия влаги многие металлические элементы внутри пострадали от коррозии.
В 2008-2009 годах (точнее установить пока не удалось) волонтёры уложили плиты перед шасси и затащили на них самолёт.
В конце 2010 года волонтёры занялись восстановлением интерьера Ан-24. Алексей aka Epsilon63 провёл инвентаризацию, составил список необходимых запчастей, восстановил несколько разбитых приборов.
В 2014 году работы возобновились по инициативе Олега Гаврюшенко. Носовой обтекатель снова безобразно облез, было решено его отреставрировать.
Олег демонтировал обтекатель, а РЛС убрали в хранилище для сохранности. Самолёт некоторое время стоял с завешанным брезентом носом.
Реставрацией обтекателя у себя на производстве занялся волонтёр Эдвин Аванесян, в 2015 году присоединившийся к работам на самолёте. Старая краска была полностью смыта, затем поверхность пропитана полиэфирной смолой. После выравнивания неровностей обтекатель был полностью заново покрашен.
7 мая 2016 года отреставрированный обтекатель был возвращён на самолёт.
Затем развернулась наиболее активная фаза восстановления. В мае 2016 года самолёт вымыли.
Также Олег и Эдвин восстановили советский флаг на киле самолёта.
Для лучшего доступа к остеклению и приборным панелям демонтировали кресла пилотов. Далее сняли для ремонта и покраски часть приборных панелей. Неравнодушные люди из Якутска прислали большую посылку с запчастями для восстановления кабины и салона Ан-24.
Летом 2016 года Денис Савченко демонтировал стёкла в кабине, чтобы устранить протечки и коррозию переплёта фонаря. Эдвин в мастерской отполировал стёкла.
Дальше Денис, Александр, Дарья, Сергей и другие волонтёры устраняли коррозию и грунтовали переплёт кабины.
Летом 2017 года Олег и Эдвин заменили резину на передней стойке, зачистили и покрасили зелёной краской диски. В 2018 году занялись колёсами основных стоек шасси. На помощь бригаде Ан-24 пришёл Павел Проскурня. Диски были зачищены и покрашены, а пневматики ‒ заменены на новые, добытые Олегом ещё в 2016 году.
26 мая 2018 года начали возвращать на место остекление кабины пилотов. Его устанавливали на герметик и закрепляли отремонтированными прижимными элементами. Затем Денис ещё раз тщательно отполировал стёкла снаружи.
27 апреля 2019 года Эдвин проложил 60 метров кабеля и организовал рядом с Ан-24 собственный электрощиток. А Денис Байкович постирал чехлы с кресел Ан-24. Сами кресла, очищенные от сгнившего поролона, ещё в 2015 году на время реставрации убраны в грузовой отсек вертолёта Ми-26.
На данный момент, восстановительные работы на Ан-24 продолжаются. Впереди ‒ сборка кабины, восстановление интерьера пассажирского салона. А мы пока можем посмотреть несколько фотографий интерьера этого старинного самолёта.
Источники и дополнительная информация:
Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!
Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!
#самолеты #авиация #музей #монино #история экспонатов монино #ан-24