XX век на заре автомобилестроения нередко был отмечен излишествами. Одним из них были статуэтки и фигурки, установленные в его передней части — маскоты: они, подобно судовым фигурам на кораблях, отражали особенности бренда и его ценностное ориентирование, а также служили для красоты.
Со временем почти все от них отказались: оказалось, что они служат источником повышенной опасности в случае аварии – как для водителя и пассажиров, так и для пешеходов. Так что они стали привилегией дорогих брендов, чьи владельцы либо мирятся с повышенной опасностью, либо имеют возможность нажатием кнопки убрать украшение в специальную нишу.
Давайте вспомним самые известные маскоты.
«Дух Экстаза» у Rolls-Royce
У машин этой марки изначально не было украшательств, но политик по имени Джон Монтегью заказал Чарлзу Сайксу персональный знак для принадлежащего ему «Серебряного призрака» 1909 года. В ту пору у заказчика был роман с английской актрисой, которую звали Элеонор Веласко – она и послужила прототипом. Развевающаяся наподобие крыльев мантия и приложенные к губам пальцы вошли в вечность. Изначально партия была невелика – всего 9 штук.
Однако со временем компания обратилась к тому же Сайксу. Он вновь обратился к роковой английской красавице, но на сей раз поза девушки была иной. Автор говорил так:
«Изящное божество, для которого поездка по дороге не что иное, как пик удовольствия вкупе с наслаждением от свежего ветра и грохота колёс».
В 1911 знак получил патентную защиту и стал атрибутом самого знаменитого и манящего проявления роскоши на Земле.
Крылатая буква B
Крылышки «Бентли» считаются символом непревзойдённого таланта создателей и отличных характеристик. История значка насчитывает век: в двадцатых крылья у буквы были горизонтальными, но к середине тридцатых это уже не соответствовало изящным линиям и тонкости форм автомашин, сходивших с конвейера компании – и уже упоминавшемуся в нашей статье Сайксу заказали нарисовать новый дизайн.
Теперь буква получила наклон, что должно было отсылать к спортивному дизайну. Всего за сотню лет изменения вносились 28 раз – последний раз в 2019, когда новый значок стал атрибутироваться с совой, скользящей по кристальной глади волн в поисках жертвы. Совы? Волны? Ну окей.
Прыгающий ягуар
Едва ли можно отыскать знак, более соответствующий продукции и философии своего производителя. Хищная кошка узнаваема и любима на дорогах, она представляет изящное, но сильное и быстрое животное, полное тайн, опасности и страсти.
Первый лого представлял две буквы S, но Вторая мировая сделала использование их невозможным по причинам политики. В 1945 им на смену пришла грациозная киса. Сейчас она выполнена в серебристом и чёрном цветах, а вообще число изменений за без малого 80 лет было минимальным.
Баран
По легенде, появился в конце двадцатых, когда скульптор из США Фербенкс создал крышку для радиатора, украсив ее этим животным. Когда Крайслер усомнился в избранном символе, создатель уточнил – о чём в дикой природе думают люди, если встретятся с бараном? Тот рассмеялся и ответил: «Dodge!» — прячься!
Со временем значок перестал быть пробкой для радиаторного блока гидроцилиндра и переместился на капот, где и оставался вплоть до 2010, когда произошёл ребрендинг и место упрямого животного заняла надпись с парой оранжевых полосок.
«Плимут» Крайслера
Название – символ силы, уверенности и честности, решительности и склонности к поискам приключений первых американских обитателей колоний – английских пилигримов.
Долгие годы патриотичный бренд служил для выпуска легковых автомашин – а что могло быть более патриотичным, чем изображение корабля первых поселенцев, «Мэйфлауэра»?
Некоторые версии включали в себя гербовый щит, который, как утверждают историки, служил первым колонистам в качестве печати. В 1950-1958 был кобрендинг с «Олдсмобилем», заключавшийся в особенном резном узоре на капоте, но затем от него отказались. В начале девяностых попытка вернуть «Плимут» вместе со значком оказалось неудачным – в наши времена, когда неизведанных уголков на карте уже не осталось, первопроходцам места нет.
Минимализм Duesenberg
В двадцатых бал правил стиль ар-деко, и модель J указанного бренда, появившаяся в 1928, была его воплощением. Объёмная птичка на крышке радиатора должна была символизировать полёт к новым высотам.
Размер был небольшой, но острые края и хищная форма в случае столкновения гарантировала почти моментальную смерть, поэтому не прошло и пяти лет, как от неё избавились.
Jet Bird у Шевроле
В пятидесятых на смену авиации пришла космонавтика, но самолёты по-прежнему будоражили воображение автодельцов: в моду вошли авиационные моторы на гоночных автомобилях, соответствующая отделка, а также стилизованные фигурки на капоте.
Не остались в стороне и в Chevrolet: модель Chevy Bel Air была украшена статуэткой авиационного лайнера с головой белоголового орлана. Эдакий чернобыльский мутант не мог прожить долго, но до сих пор числится иконой стиля.
Пляшущий слон Bugatti
Бугатти известна в качестве создателя суперкаров экстра-класса, прочно удерживает рекорд скорости для серийных автомобилей. Основатель, Атторе, имел брата Рембрандта – не художника, но гениального скульптора, изображавшего картины живой природы в непосредственном общении с дикими зверями.
Разумеется, такая самоотверженность внушала уважение и пиетет – и Атторе избрал одну из работ родственника в качестве украшения на капот. Впервые оно было использовано на модели «41», но танцующий слоник укоренился и на других капотах прочих моделей вплоть до закрытия фирмы из-за смерти всех членов талантливого семейства.
«Богиня скорости» у Packard
«Паккард» был синонимом роскоши и комфорта в 1900-1958 году. Фирма применяла разные украшения, чтобы добавить своим произведениям уникальности – тут и пеликан, и ястреб, но самым известным было изображение стоящей на колене женщины со стеклянным крылом, с лёгкостью держащей на вытянутых автомобильное колесо.
Янки шутят, что это охотник за пончиками, что не отменяет красоты и шарма фигурки, разработанной почти 90 лет назад мичиганским дизайнером Уилсоном.
Горьковский олень
Свои маскоты были и у советских авто: самым известным был олень на ГАЗ-21. Это животное «одолжили» с нижегородского герба, где машина впервые сошла с конвейера. Однако гарцевать на капоте самой крутой советской машины олешке было суждено только до 58 года – тогда вместо него стали использовать накладку.
Легенда гласила, что ветвистые рога могли стать причиной гибели пешехода в случае наезда, и гаишники нередко принудительно ломали статуэтки, чтобы убрать их с капота. Сейчас аутентичных не осталось, но вездесущие китайцы за пару сотен пришлют неплохую подделку.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.
Читайте также:
✅ 5 вещей, которые раздражают иностранца в России: взгляд марокканца
✅ Кто из российских звезд сменил религию — и зачем
✅ Дома мечты — или архитектурное уродство? Решать вам!