Недавно я поняла, что многие взрослые, умные и привлекательные, как это ни странно... просто не умеют любить. И даже немножко гордятся этим.
- Это невозможно объяснить!... Как можно любить за что-то? И вообще, любят не за, а вопреки!
Да, в молодости люди скорее подсознательно «считывают» своего человека. Но потом, в осознанном возрасте, уже надо головой понимать, за что ты любишь.
А чтобы в людях разбираться и ценить, их надо изучать, как любую другую науку.
Вот смотрите. Пример.
Чтобы ценить живопись, музыку, литературу, надо понимать в этом. Чтобы отличить шедевр от бездарности.
Это как на концерте классической музыки одни спят, а другие от счастья улетают в заоблачные выси. То есть, когда разбираешься, то приходит и умение наслаждаться шедеврами. Или, например, ценитель спорта приходит в восторг от действий футболиста, движений гимнастки. А непосвященному народу эта красота вовсе не очевидна.
Но почему мы не можем точно так же восхищаться людьми, поняв и изучив их природу? Среди людей ведь тоже попадаются шедевры.
Люди и сами хотят, чтобы их личные качества ценили. Чтобы их любили не просто так. Помните, Зося Синицкая настойчиво спрашивает Остапа Бендера:
- Ну почему, почему Вы меня полюбили?
- Вы нежная и удивительная.
Это тоже наука: считывать людей. И мне лично помогла в этом теория кино. Ведь там очень много внимания уделяется мотивации персонажа: почему он поступил именно так, чего он хотел? Что его ведет? Это и самое сложное, и самое интересное - влезть человеку в голову. Этим занимаются тренеры, пытаясь понять своих воспитанников или просчитать замысел соперника.
Это работа следователя, который пытается понять преступника или жертву.
И в кино очень важен момент выбора.
Так вот, если человек выбирает неправильный, но легкий путь - то это
мы его не поддерживаем. Мы понимаем, что он неправ. Со стороны же нам виднее )))
2. А если он выбирает более сложный, но более правильный путь, возможно, даже с потерями, - то он молодец! И мы ему все равно сопереживаем, симпатизируем.
Так вот.
На мой взгляд, чем чаще человек выбирает сложный, но правильный путь - тем он лучше.
Нет людей абсолютно плохих или хороших, а есть более или менее высокая концентрация хорошего. И повысить ее мы можем в любой момент сами.
Когда важно не сорваться, а промолчать. Когда можно сделать работу хорошо, а не схалтурить.
Когда малыш, сам желая съесть что-то вкусненькое, отдаёт это маме, чтобы ее порадовать, он идёт по сложному, но правильному пути. И вот концентрация таких хороших поступков и делает человека более хорошим.
И вот в чем наука видеть людей, я считаю. Как раз понимать вот эту высокую концентрацию добра, видеть сложный выбор, который человек делает не в свою пользу, не ради личной выгоды, а в пользу других, - вот это красота поступков. Особенно если они делаются молча, не привлекая внимания. И вот это заставляет людей восхищаться другими. Возможно, всю жизнь. Когда твой близкий друг или супруг так прекрасен внутренне - как же можно его бросить?
Но незнание людей часто становится причиной разводов и одиночества. Конечно, недостатки-то сразу видны. Их сразу видно: вот какой он негодяй или она негодяйка! И другие поддержат: развод, конечно же! Нечего с такими жить.
А добро-то - оно часто невидимо. Его надо учиться видеть. Повторюсь опять, в молодости гормональная буря порой за нас решает, и если мы и находим своего человека на долгие годы, то скорее подсознательно.
По внешним признакам.
Например, когда привлекала начитанность и эрудиция, а не общее стремление человека к знаниям, к постижению. Привлекательная и ухоженная внешность, а не внутреннее чувство красоты и эстетики. Чистота и порядок в доме, а не порядочность в мыслях. Щедрость в угощениях друзей, а не душевная щедрость. Умение защитить от хулиганов, а не человеческое бесстрашие.
А ведь это все звенья одной цепи.
В общем, плохое разглядеть гораздо проще, чем хорошее. Отсюда и родилась фраза, что любят не за, а вопреки. Дескать, он такой плохой, а я все равно люблю.
Но это неправильно. Любим не вопреки, а за. Просто не всегда это осознают, умеют видеть. А людям очень хочется, чтобы их ценили именно за хорошие качества.
По крайней мере тем, у кого эти качества есть.