Найти в Дзене
Лекторий СПВ

Немцы держали пленных в холоде и голоде, а советские солдаты обращались с пленными по-человечески. Рассказывает ветеран войны

Воспоминания Е. Мироновой, бойца батальона связи 1-го Украинского фронта:

Вспоминаю время войны, наши трудные пути-дороги и русских солдат, сумевших даже в страшные годы сохранить в себе сострадание, великодушие, доброту.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Морозный январь 1944 года. Освобождение Ленинграда от блокады. В поселке Захожье Ленинградской области скопилось большое количество пленных немцев. Их сосредоточили здесь для отправки под конвоем в пункт сбора. Держались крепкие морозы. Передо мной стояла унылая колонна людей, безобразно одетая поверх своей формы во что попало. У многих головы были закутаны в шали и платки, которые они отняли у деревенских женщин.

Как не походили эти люди на прежних вояк, идущих боевым чеканным шагом покорять Россию... К моему отвращению вдруг примешалась жалость, но она мгновенно исчезла, стоило мне вспомнить о страданиях ленинградцев.

Пленных повели к месту сбора, где им выдадут пищу, а для ночлега не разместят на промерзшей земле сарая. А как они вели наших? В сопровождении злых собак, погоняя отстающих прикладами автоматов и пристреливая падающих, чтобы не задерживали марш. И держали потом в голоде и холоде.

Помню группу пленных, работавшую в нашей части. В ней были изнуренные солдаты, которым тяжело давался физический труд. Одного из них душил протяжный кашель, и он часто делал передышки, с опаской поглядывая на часового. Часовой, здоровый круглолицый солдат, как будто не замечал устремленных на него глаз.

Но тут закончилось его дежурство. Он подошел к пленному и проворчал сердито, но не зло: «Эх ты, мокрая курица! Давно мне тошно на тебя смотреть, давай-ка лопату». И быстрыми сильными движениями выкопал яму на нужную глубину. Потом закурил сам, дал папиросу пленному и молча ушел.

Кто был в Германии весной 1945 года в дни нашего наступления, никогда не забудет немецкие дороги, забитые беженцами. Навстречу нашему продвижению вперед тащился нескончаемый поток людей с велосипедами и ручным транспортом с домашним скарбом. Все это двигалось молча, и у каждого в руках трепыхалась белая тряпица. Теперь они понимали, что такое война: голод, нищета, сиротство...

Глядя на них, я вспомнила многострадальную Псковщину в грудах развалин с одиноко торчащими трубами на останках жилья. Людей, выходящих откуда-то из-под земли, женщин с запавшими глазами, стариков, которым придется начинать жить заново. А тут вижу, как наши дают беженцам хлеб, детишек оделяют сахаром, ремонтируют развалившиеся коляски беспомощных старух. Да, не может русский человек пройти мимо чужой беды. Разве так вели себя немецкие солдаты на нашей территории?

Июнь 1945 года. Наш 118-й стрелковый корпус 21-й армии находился в небольшом немецком городке, утопавшем в зелени садов и парков. Там происходило расформирование частей. Мы были счастливы, что безумие войны осталось позади и нас ждет встреча с Родиной.

Батальон связи разместился в центре города в большом доме, обнесенном забором. Во дворе работала солдатская кухня, распространяя аппетитные запахи готовящейся пищи. Очень скоро они привлекли голодных немецких ребятишек. Сначала они боязливо заглядывали в щели забора. Но скоро между ними и солдатами завязалась трогательная дружба. И дети каждый день в течение месяца стали уходить домой с котелками и бидончиками, полными еды.

Отъезд батальона огорчил не только ребят. Их матери тоже пришли провожать нас, скромно стоя в стороне и махая вслед платочками.

Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине .

Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.