Найти тему
Литература и история

Взгляд на жизнь Ришелье через призму страсти

Одним из самых талантливых и рациональных министров в истории считается кардинал Ришелье. Он неоднократно призывал людей руководствоваться разумом, а не эмоциями. На протяжении многих поколений исследователи, изучающие судьбу и деяния кардинала, показывали его исключительно расчетливым политиком, которому были чужды любые проявления чувств. И куда реже некоторые из них вспоминали, что Арман-Жан дю Плесси был человеком страстным в любви, надолго отдавал свое сердце женщинам, сумевшим привлечь его внимание, неоднократно становился героем скандалов и даже скабрезных песенок, а его соперники порой исчезали с арены, погибая при сомнительных и странных обстоятельствах. Конечно, никто уже точно не скажет, правы сторонники теории об идеальной рассудочности Ришелье или те, кто приписывает его поступкам личную подоплеку, но мы сейчас попробуем сместить ракурс и посмотреть на жизнь министра именно через призму страсти. Любопытно, что же получится?

Изображение: polzam.ru
Изображение: polzam.ru

Начать следует с того, что будущий кардинал никогда не помышлял о карьере священнослужителя, хотя по тем временам это было очень престижно. Каждая знатная семья, которая надеялась оказывать влияние на политику, отправляла в церковь одного из своих сыновей, дабы иметь в высших эшелона религиозной власти своего человека. У дю Плесси кандидат был определен заранее. Один из братьев Армана-Жана с ранних лет внимал слову Божьему и мечтал о принять сан. Когда пришло время, Альфонс действительно ушел из суетного мира, только стал он монахом. А значит, родне от его пострига не было никакого толка. Осталось еще два сына. Старший, Анри, жил при дворе и его карьера там складывалась удачно. Младший же, Арман-Жан, проходил обучение в академии кавалерии Плювинеля и рассчитывал стать офицером. После непродолжительных раздумий было принято решение, что именно он, пока не состоявшийся в выбранной профессии, займет место Альфонса.

Был ли у Ришелье выбор? Сомнительно. Так или иначе, свою участь он принял стоически и вскоре отправился в Рим за епископской шапочкой. Приняли его не слишком радушно, так как был он слишком молод. Однако свое будущий французский министр все же получил. К сожалению, епископство ему досталось захолустное, и жизнь там была не сахарной. Грезивший о светском блеске дворянин оказался окружен необразованными монахами из народа, которые много пили, играли до рассвета в карты и с трудом следили даже за собственным внешним видом. Посмотрев на это, Арман-Жан принял решение изменить ситуацию и взялся за работу. Однако, вовсе не заслуги на административном поприще привели его ко двору и сделали министром.

Изображение: france-for-you.ru
Изображение: france-for-you.ru

Будучи еще молодым и весьма привлекательным человеком, который неплохо разбирался в искусстве, был обходительным, умел общаться с дамами и когда-то, до принятия сана, слыл превосходным танцором, Ришелье оказался в Париже, где попал на глаза королеве Марии. Она была регентом при малолетнем Людовике Справедливом, которому корона досталась в возрасте девяти лет. Конечно, у нее имелся фаворит — небезызвестный авантюрист и пройдоха Кончино Кончини. Но кого это останавливало? Вскоре место Кончини в постели Марии занял новый любовник и советник. А старый отправился на эшафот, стоило Людовику жениться и взойти на трон. Мать, притеснявшую его долгие годы регентства, новый правитель также не пощадил. Он отправил ее в Блуа, куда Ришелье поехал вместе со своей дамой сердца.

Говорят, именно стараниями будущего министра опальная королева не наделала глупостей. Он остановил несколько заговоров, которые неминуемо стоили бы ей жизни. Более того, Арман-Жан способствовал примирению матери и сына, а значит, и своему возвращению в столицу. И вот свершилось — Ришелье раз и навсегда обосновался при дворе. Долгие годы он продолжал отношения со стареющей Марией, которая после своей кончины завещала ему самое дорогое — своего попугая. С пернатым женщина не расставалась никогда и даже в миг опасности прежде всего спасала именно птицу. Так что подарок был символическим. Вот только Ришелье это мало взволновало. Во-первых, его жизнь продолжалась. Во-вторых, сердце принадлежало уже другой.

Анна Австрийская. Изображение: museeduluxembourg.fr
Анна Австрийская. Изображение: museeduluxembourg.fr

Новой пассией кардинала снова стала королева. Но теперь это была уже Анна Австрийская — первая красавица Франции. Ее отношения с мужем не ладились, о чем все знали. Но вступать в романы девушка не могла, пока не подарит стране наследника. Однако Ришелье был настойчив в своих ухаживаниях. Такое признание веселило королеву, считавшую этого почти уже сорокалетнего мужчину стариком. Однажды она решила подшутить над воздыхателем, попросив его станцевать национальный танец своей страны в приватной обстановке. Для этого танцор должен был одеть смешные короткие штаны и весь обвешаться колокольчиками. Наедине ничего особенно, но если кто увидит? Тем не менее, кардинал согласился и вскоре уже отплясывал в личных покоях Анны. Этот эпизод стал одним из самых унизительных в его жизни, так как за шпалерами прятались фрейлины. Им не удалось сдержать смеха, когда они увидели, что вытворяет этот уважаемый и по меркам эпохи уже немолодой священнослужитель.

Хотя сердце кардинала не остыло, обиду он затаил. Волю ей он дал в период, который так красочно и со столькими преукрашениями в своих романах о мушкетерах описал Александр Дюма. Когда в столицу Франции прибыл герцог Бэкингем с целью устроить свадьбу английского короля и местной принцессы, ему быстро приписали отношения с королевой. Были даже свидетели, заставшие его в ночью в беседке с Анной. Правда, та сопротивлялась и даже кричала, но люди решили, что это от страсти. После неприятного эпизода женщина подарила британцу легендарные подвески. А Ришелье распустил слух, будто герцог распродал их по одной, так как нуждался в деньгах. В этой истории много непонятного, да и современникам она известна лучше в интерпретации Дюма, нежели в версиях ученых. Так или иначе, на репутации и королевы, и герцога появилось пятно. А поставил его именно кардинал.

Джордж Вильерс, герцог Бэкингем. Изображение: christies.com
Джордж Вильерс, герцог Бэкингем. Изображение: christies.com

Возможно, сам этот эпизод с Анной мог сойти на нет, если бы не еще одно прегрешение Бэкингема. Во время своего пребывания в Париже он не только строил глазки королеве, но и имел куда более близкий контакт с некой куртизанкой по имени Марион де Лорм. Весь город знал, что барышня — фаворитка Ришелье. Девушка приходила к кардиналу днем, переодевшись в мужское платье. Конечно, такая маскировка никого не вводила в заблуждение. Между тем по ночам, пока политик отдыхал от дневных забот, к де Лорм наведывались другие мужчины. Одним из них стал английский герцог. Кое-кто говорил и некоторые историки согласны с этим мнением, что убийца, подосланный к Бэкингему тремя годами позже, никогда не появился бы, если бы не слухи о его романе с Анной и ночи, проведенные с Марион.

Помимо герцога на алтаре любви куртизанки сложил голову Сен-Мар. Он был еще одним постоянным гостем в алькове де Лорм. Сплетники утверждали, будто в юношу был влюблен сам Людовик. А историки неоднократно заявляли, что Ришелье видел в парне опасного соперника как в спальне, так и в политике. В любом случае, страсти вокруг Сен-Мара кипели нешуточные. И вскоре, не без помощи кардинала, он взошел на эшафот. Так был разрублен любовный треугольник и предотвращен опасный союз умного молодого политика с королем.

Кроме королев и куртизанок в жизни кардинала были другие женщины. Популярную в Париже того времени песенку о госпоже д`Эгильон, в которую якобы был влюблен Ришелье, пели герои советского фильма о трех мушкетерах и их друге д Артаньяне. Это имя носила племянница кардинала, которую он утешил после смерти мужа и приблизил к себе. Была ли она его любовницей или лишь советницей? Тут есть некоторые расхождения, но большинство исследователей сходятся во мнении, что да.

И, наконец, среди избранниц Ришелье отметилась некая феминистка Мари де Гурне, считавшая, что женщины в опасности, пока зависят от мужчин, и даже писавшая на эту тему книги. Издавала она их за счет министра. Об этой странице его биографии знают немногие. Тем не менее, сегодня это считается доказанным фактом.

Проанализировав биографию Ришелье, можно сделать вывод, что он, и правда, был человеком скорее расчетливым, нежели эмоциональным. Однако любить он умел, долгих отношений не боялся, а за измены карал жестко и очень рационально. Таков вид через призму страсти французского кардинала, умевшего эмоцио переплавлять в рацио и выдавать желания сердца за доводы рассудка.

Собственно, почему бы не быть разумным и эмоциональным человеком одновременно? Нужно просто не быть рабом своих эмоций. Вы так умеете? Пишите комментарии!
Спасибо, что читаете блог, подписываетесь, ставите лайки и делаете репосты.
Желаю читателям счастья и здоровья!
8888

Читайте также:

Констанция Бонасье - любовь, которой не было

Королева Марго и граф де Ла Моль: было или не было

Хорошие книги современных авторов с доставкой на дом