Найти тему
Книжный шкаф — детям

Ваш ребенок пишет с ошибками? Значит, глупый и мало читает... 😏 Нет, причина может быть в другом

Оглавление

На носу первое сентября, и я боюсь.

Мальчик мой идет первый раз в пятый класс. До этого он учился дома. Идет в одну из самых сильных физико-математических школ, в которую поступил весной. И вдобавок мальчик у меня – дисграфик. Это значит, что пишет он коряво и почти всегда делает глупые ошибки. Родители детей с этим нарушением меня прекрасно поймут.

Конечно, за время нашей совместной работы он сделал колоссальный прорыв. В прошлом году в диктанте из 80 слов у него было 18 ошибок, в этом году 1-2. Это не чудо, он много работал сам, с логопедом, со мной. Но все-таки дисграфия у него есть. Она быстро не проходит. И больше всего меня тревожит, поймут ли это учителя.

В обычной школе дисграфики – одна из самых ущемляемых групп. Особенно дети с парциальными нарушениями, когда проблемы не так очевидны. С ребенком вроде бы все в порядке, а пишет он плохо. Ему предъявляют обычные требования, а он не всегда с ними может справиться. Часто такие ребята еще и читают медленно, и ошибаются при счете самым нелепым образом.

Использована иллюстрация Ольги Громовой из книги Виктории Ледерман "К доске пойдет... Василькин!"
Использована иллюстрация Ольги Громовой из книги Виктории Ледерман "К доске пойдет... Василькин!"

Ох, как нередко слышу от родителей учеников о трудностях, унижениях, которым подвергаются ребята. О низкой самооценке. О том, что родной русский язык – один из самых интересных языков, дающий нам неисчерпаемые возможности для исследований, – опротивел только из-за красной ручки.

Раз за разом слышу от родителей примерно одно и то же. Детей обвиняют в лени, невнимательности, нерадивости, «вертлявости», несобранности, медлительности, а иногда и не стесняются назвать более грубым словом.

Я всегда возмущаюсь.

Все мои ученики – целеустремленные и трудолюбивые ребята! Они работают намного больше, чем обычные дети, но им приходится прикладывать больше усилий, чтобы добиться того же результата. Как можно этого не понимать и унижать ребенка!

У дисграфиков много описок, исправлений. Почерк нестабильный
У дисграфиков много описок, исправлений. Почерк нестабильный

Знаете, я обожаю дисграфиков!
И взрослых, и детей. Это всегда интересные и творческие люди с прекрасным воображением, пространственным мышлением, умением видеть проблемы объемно.

Когда родители учеников жалуются на то, что ребенок пишет ужасно и ненавидит русский язык, говорю: «Зато у Вас под столом наверняка огромный ящик с Лего, и ребенок придумывает необычные и интересные конструкции. Или прекрасно рисует. Или с младенчества рассказывает истории с таким захватывающим сюжетом, что собирается весь двор послушать. Или весьма успешен в спортивном ориентировании». Я всегда угадываю.

К сожалению, часто мы навешиваем ярлыки. Если человек пишет с ошибками, значит, глупый и мало читает. А это не так! Орфография никак не характеризует человека, она лишь показывает проблемы конкретно в этой области. Это не значит, что не надо работать над письмом. Надо. Но надо и поменять отношение к ошибкам. Они не должны приводить к каким-либо оценкам (ни рейтинговым, ни эмоциональным). Это только показатели проблемных мест.

О том, что можно сделать, если ребенок пишет с ошибками, читайте здесь >>

Пожалуйста, верьте в детей!

Будьте на их стороне. Они правда стараются.

На днях знакомая девочка выпрыгнула из окна, потому что не поступила в вуз, в котором хотела учиться. Этот ужас нельзя описать словами. Умница, красавица, выпускница одной из сильных школ. Так хочется сказать ей: «Детка! На кой черт сдался тебе этот технический вуз! У тебя все есть!» Но больше некому.

Школа сильно давит на детей, особенно перед экзаменами. А ведь жизнь не заканчивается! Русский уж точно можно учить в любом возрасте, ошибки точно поддаются коррекции. Иногда медленно, но поддаются. И ни в коем случае не исключают ценность и значимость самого человека. Да, вряд ли дисграфик в будущем сможет работать корректором или бухгалтером. Ну и что! Из них получаются прекрасные писатели, музыканты, архитекторы, художники, бизнесмены, стратеги, ученые, в том числе и филологи.

-3

Левченко Оксана филолог, преподаватель русского языка и литературы, монтессори-педагог, переводчик, редактор блога «Книжный шкаф детям»

1️⃣ Все статьи автора читайте здесь: #кшд - русский язык

2️⃣ Подписаться на новые статьи и анонс занятий по русскому языку можно на канале Telegram «КШД русский язык»

Маленькая просьба: если статья вам понравилась, поставьте любой смайлик в комментариях 😌 Для нас это очень важно.