Найти тему

Миф о неуклюжем папе

«Но однажды камбала маму в гости позвала…»

Помните этот стишок про разноцветную семейку осьминогов, где папы-осьминоги не смогли отличить своих детей от чужих? Большинство мам закивают головой и скажут – жизненный мультфильм. Все так и есть.

А ведь и правда, почему  мы не можем спокойно оставить на отцов  детей ? Что происходит в головах у мужчин в семье, которые во всех остальных областях вроде бы считаются умными и продвинутыми профессионалами? С этим решила разобраться Эллисон Дэмингер — доктор социологии и социальной политики Гарвардского университета.  И вот к каким выводам она пришла.

«Неуклюжий папа» – это оборотная сторона легендарной «cупермамы», считает доктор Эллисон. В то время как «cупермама» жонглирует рабочим совещанием, четырьмя обеденными тарелками и плачущим ребенком, «неуклюжий папа», как правило, занимается одним домашним делом, которое ему поручила жена. Именно «супермама»  говорит папе, где быть, во сколько забрать ребенка, и даже во что быть всем одетыми. Папа отлично справляется со списком составленных мамой дел, но когда его оставляют наедине с собой, ужин обычно готовят в микроволновой печи, а дети отправляются в детский сад в не подходящей по сезону одежде.

Конечно, женщинам льстит то, что женщины более способны в домашнем хозяйстве, чем их партнеры-мужчины. Но если мы как общество серьезно относимся к гендерному равенству, пора отказаться от этой карикатуры, говорит доктор Эллисон Дэмингер. Каким бы забавным это ни было, его постоянство в культурных повествованиях (мультфильмах, сказках) и индивидуальных семейных преданиях, только укрепляет давнее домашнее неравенство.

Как ученая, Эллисон Дэмингер опросила более 70 разнополых пар, чтобы узнать, как они разделяют «умственную работу», связанную с ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. Это включает в себя такие задачи, как планирование еды на день, расписание членов семьи и  организация внеклассных мероприятий для детей.

И она обнаружила, что ответственность за эту умственную работу чаще и в большем объеме ложится на плечи женщин, даже среди пар, которые разделяют «физический труд» — приготовление пищи, уборку и покупки. Женщины особенно склонны предвидеть домашние нужды и замечать потенциальные проблемы до того, как они перерастут в реальные. Это может быть столь же обыденным, как осознание того, что в семье мало туалетной бумаги до того, как закончится последний рулон, или столь же логичным, как осознание того, что надо начинать искать детский сад за несколько месяцев ( или лет) до того, как он вам действительно понадобится. Женщины опять же, как правило, отслеживают результаты действий: мой супруг забрал туалетную бумагу по дороге домой, как обещал? Детский сад официально подтвердил место нашего ребенка?

Когда доктор Дэмингер задавала вопрос паре: почему они так разделили  обязанности, она очень редко слышала ответ, что это «женская работа». Вместо этого ей говорили о личности, характере и темпераменте. Они говорят мне, что жена  очень ответственная, а  партнер расслаблен. Или она организована, а он предпочитает валяться на диване.  И пара утверждает, что было бы катастрофой, если бы он отвечал за покупки, и бог знает что могло бы случиться, если бы его поставили ответственным за  детские кружки.

Для отдельных пар эти объяснения часто имеют смысл. Бизнес-издания утверждают, что специализация эффективна, а здравый смысл учит нас, что мы должны использовать свои сильные стороны. Итак, если жена — от природы талантливый планировщик, зачем же с этим бороться?

Образ неуклюжего папы
Образ неуклюжего папы

У этой логики есть как минимум две проблемы. Во-первых, «черты личности», про которые говорили собеседники доктора Дэмингера, являются, по ее мнению, чаще всего  приобретенными навыками, чем врожденными качествами. Люди с опытом планирования вечеринок или ведения календаря, как правило, лучше справляются с этим, чем, например, люди с небольшой практикой. Со временем те, кто выполняет эту работу регулярно, начинают считать себя творческими и целеустремленными в решении данных проблем, а те, кто избегает этого, начинают осознавать себя неорганизованными и забывчивыми. По ряду причин пол определяет то, как мы вкладываем свое время, энергию и внимание — и, в свою очередь, кем мы себя считаем.

Во-вторых, Эллисон Доминго, в процессе изучения проблемы столкнулась с неожиданным обстоятельством, что часто эти качества отсутствующие у мужчин как у отцов и партнеров, оказываются ключевыми навыками для них в карьере.

Возьмем, к примеру, собеседника, который сказал, что его жена была руководителем всех проектов в их семье, потому что он скорее любит выдвигать идею, чем следить за мелкими деталями ее выполнения. Кем он работает? Руководитель проекта. Или возьмем пару, которая категорически согласилась с тем, что муж невнимателен и не собран, поэтому его нужно прямо предупредить о домашней проблеме, потому что он вряд ли сам ее заметит. Его работа? Хирург.

Таким образом, личностные черты, представленные как врожденные, оказываются зависимыми от контекста, особенно для мужчин. Хотя ожидается, что женщины будут одинаково активны на работе и дома, управленческие функциональные навыки, которые помогают руководителю проекта и хирургу преуспеть в своей карьере, каким-то образом деактивируются, когда они покидают офис. Мысль о том, что он «просто не настроен» планировать наперед, как одна женщина сказала мне о своем муже, безусловно, более привлекательна, чем идея о том, что он просто не хочет, даже если последнее кажется более вероятным.

Честно говоря, есть и много исключений из этого доминирующего паттерна, пишет доктор Дэмингер. Были случаи, когда она брала  интервью у мужчин, которые управляют календарями, и женщин, которые ненавидят логистику. И она искренне сомневается, что даже среди большинства разнополых пар мужчины сознательно выключают свой мозг, когда они переступают порог домашнего хозяйства.

Вместо этого наблюдаемые мной модели отражают незавершенность нашей продолжающейся «гендерной революции», считает доктор Дэмингер.

Мужчины уже чаще ждут, что они будут менять подгузники и мыть посуду — и многие из них это делают, — но мы, как общество, по-прежнему ожидаем, что в конечном итоге ответственность за рост, развитие и счастье детей будут нести женщины. Чтобы двигаться вперед к истинному гендерному равенству, и мужчинам, и женщинам необходимо будет изучить свои предположения о том, кто они есть.

Для женщин вопрос в том, кем они могли бы быть, если бы верили, что семейная нагрузка будет распределена справедливо. Для мужчин вопрос в том, кем они станут, если будут знать, что ответственность за семейные дела в равной степени ляжет на их плечи.

«Неуклюжему папе» пора отойти в сторону. Давайте подарим своим близким мужчинам доверие к ним. Со временем и практикой они просто могут раскрыть скрытые навыки жонглирования, чтобы соперничать с «супермамой».

Перевод и адаптация статьи из Гардиан.