Найти тему

Зачем нужен маркетинг? Какая основная цель?

Мало руководителей и собственников компаний понимают истинное предназначение подразделения маркетинга (и/или рекламы). К сожалению, мало понимания и у некоторых руководителей этих подразделений.

Нужно понимать и отрасль, и размер компании, и прочие 100500 факторов чтобы сформировать предпосылки минимального финансирования ребят «а-ля маркетологов» в отдельно взятой компании. А если еще учесть, что маркетолог маркетологу рознь, то без 100 граммов разобраться будет еще сложнее. Путают маркетинг с рекламой и наоборот. Не понимают такую штуку, как бренд-маркетинг. Трейд-маркетинг - вообще боль. Про прочие CRM-SMM-digital-etc можно просто молчать.

Часто маркетологи проводят исследования только для того, чтобы просто была база для обоснования собственникам необходимости инвестирования в те или иные направления.

Еще есть вариант в пилотном проекте, который может закончиться успешным планированием годовых бюджетов. Был в моей практике проект, где и пилот шикарно прошел как по содержанию, так и по показателям, а денег так и не дали - капексы с окупаемостью в 6 месяцев были ну очень большими.

По-настоящему интересно становится при подсчете эффективности от инвестиций в направление. Считать маркетологу надо в момент инициации акции или любого другого мероприятия. И, если есть такая возможность, очень желательно не светить цифрами. Мало ли что пойдет не так. Цифры в маркетинге не являются константами. Можно достигнуть отличных результатов, но пусть лучше о прогнозах пилотных проектов знают лишь в команде маркетинга - обоснование больших бюджетов будет мягче без сравнения с прогнозными показателями.

Но перед тем как бежать запускать рекламные кампании, рисовать новые упаковки для товаров, согласовывать нового специалиста-SMM и т.д., нужно определить основные цели подразделения маркетинга. Целей в маркетинге обычно 2:

  • текущие продажи (операционный маркетинг)
  • долгосрочные продажи (стратегический маркетинг)

В некоторых случаях можно упростить и свести все цели к одной: ЗДОРОВЬЕ БРЕНДА. Такое мифическое понятие, которое и звучит как «сферический конь в вакууме», порой является единственной целью подразделения маркетинга больших компаний. Бывают случаи, когда ни один сотрудник, включая маркетологов, не знает, что истинная цель существования маркетинга в их компании - вот этот вот «конь в вакууме».

Но упрощение целей до ЗДОРОВЬЯ БРЕНДА не всегда применимо. Для компаний с акцентом на текущие продажи не будут приоритетны цели стратегического маркетинг, а значит упрощать будет нечего.

Самый важный вопрос для понимания полезности существования любого специалиста (не только маркетолога) - «Зачем?». Других вопросов может быть еще больше, но они могут и не иметь ответа в отличии от необходимости иметь ответ именно на этот вопрос.

Фото: Technology фото создан(а) wayhomestudio - ru.freepik.com

#маркетинг #реклама #менеджмент #субъективное мнение #целеполагание #стратегия и тактика