"Книга – сказочная лампа", но выключатель сломан
Читателей меньше, писателей больше: анализ литературной статистики в СССР и сейчас.
СССР считалась самой читающей страной в мире, что подтверждалось данными статистики. В девяностые годы интерес к книгам стал стремительно падать, популярные жанры претерпели серьезные перемены, писатели, вынужденные адаптироваться к реальности, из творцов превратились в продавцов товара, а качество литературы начало снижаться. Почему так случилось? Есть ли способ вернуть любовь к чтению в массы? С чего начать этот процесс?
Сравнение читательской аудитория в СССР и сейчас
В пятидесятых годах прошлого века средне-статистический человек в Союзе тратил на чтение порядка одиннадцати часов в неделю. Этот показатель, согласно официальной статистике, был вдвое больше, чем в США, Англии или Франции. В стране насчитывалось порядка ста пятидесяти тысяч библиотек. Но получить книги, которые хотелось, часто оказывалось затруднительно, так как за ними записывались очереди. Число литераторов, входивших в Союз писателей СССР в 1959 году, равнялось 4 801 членам. Вплоть до конца восьмидесятых годов среди наиболее востребованных литературных жанров были классика, детская литература, научная фантастика, серьезные детективы, деревенская проза. Любые взрослые фантазии, ужасы, мистика не приветствовались на государственном уровне. Не получая одобрения со стороны органов цензуры, они не имели шанса найти свою аудиторию.
В девяностых годах произошел распад старой интеллигенции и сошла на нет ее просветительская идеология. Параллельно были запущены процессы коммерциализации издательского бизнеса, начался развал системы централизованного книгораспространения. Появился так называемый книжный рынок, а авторы превратились из творцов в продавцов и медиаперсон, создающих и реализующих популярную культуру. В результате образовалась пропасть между "центром" и "периферией" общества. Стали заметны изменения в ментальности читающих аудитории, в приоритетах литераторов, качестве и жанровой направленности книг, появляющихся на прилавках магазинов. Это нашло свое отражение в статистике.
Согласно опросу, проведенному в 2000 году, только сорок шесть процентов россиян признались, что читают художественную литературу. Постоянные читатели оказались женщинами (19%), людьми с высшим образованием (25%), жителями крупных и средних городов (20%). Пятьдесят пять процентов респондентов не покупали книги вообще, особенно это касалось людей пенсионного и предпенсионного возраста.
К 2015 году процент библиофилов снизился до сорока пяти, но, по данным ВЦИОМ, начал расти в 2020 году, когда составил пятьдесят три процента. Среди читателей сегодня по-прежнему больше женщин (59%), молодежи в возрасте до двадцати четырех лет (83%), людей с высшим образованием (68%). При этом количество пишущих и публикующихся людей сейчас в двенадцать раз больше, чем было в Союзе. Пальму первенства среди наиболее популярных жанров прочно удерживают любовные романы, легкие детективы, фэнтези. В последние годы становятся актуальны научно-популярные книги по психологии, бизнесу и ряду других дисциплин, а также мотивирующая литература.
Читатель двадцать первого века
Несмотря на то, что деятели культуры, чиновники из Министерства образования, ведущие журналисты и другие авторитетные люди в своих заявлениях регулярно говорят о том, как важно вернуть интерес общества к серьезному чтению, заменить "жвачку для мозга" классикой и книгами на актуальные, социально-значимые темы, ничего не меняется. Напротив, уже в ранние школьные годы дети отказываются от чтения в пользу просмотра интернет-каналов, а в последующем заменяют ролики с видеохостингов знакомством со статьями блогеров и новостными лентами. Классика превращается для них в тяжелую работу, которую они выполняют ровно столько времени и в тех объемах, что требуются для сдачи экзаменов. Самые эрудированные после выпускного читают современных авторов, пишущих в развлекательных жанрах и хорошо прорекламированных. Библиофилов больше волнуют фантазии нежели правда жизни, привлекают сильные страсти и постоянное действие, которое легко визуализировать мысленно и даже перенести на экран, превратив в блокбастер. Психологи объясняют такую особенность просто — мы живем в век визуалов, то есть воспринимаем мир прежде всего через зрительные анализаторы, в чем повинна массовая культура и приоритетный способ передачи информации через яркие картинки.
Писатель в условиях новой литературной реальности
Литераторы видят, как обстоят дела в современном мире и адаптируются к нему. Они все реже тратят время на изучение фактов, например по истории, чтобы написать соответствующую книгу, игнорируют науку, отдавая предпочтения ни к чему необязывающему фэнтези, и создают многотомные саги о любви, исключая из рациона драму и трагедию, чтобы не нагружать и не травмировать своего читателя, предпочитающего оставаться в рамках придуманного красочного мирка. При этом большинство авторов вынуждены публиковаться за свой счет, так как практически нет государственных программ по поддержке начинающих литераторов, а издательства боятся брать на себя финансовые риски. Потом приходится тратить серьезные деньги на рекламу, так как без нее невозможно создать свою аудиторию и продать даже малый тираж.
Чтобы стать успешными, писатели постоянно следят за рейтингами коллег, интересуются трендами в литературе, чутко реагируют на изменения в общественных настроениях и ведут активную деятельность в Интернете, неустанно рекламируя себя и свои труды в меру собственных сил и талантов. Помимо основной деятельности, они изучают основы пиара и маркетинга, занимаются собственными каналами в социальных сетях и регистрируются на видеохостингах, где предлагают вниманию публики не столько качественный литературный контент, сколько привлекательную информацию по смежным темам. Их задачей является установить контакт и стать полезным публике, при этом главная писательская миссия зачастую забывается и литераторы обращаются в коучей по самым разным проблемам. В результате это отражается на качестве книг и их тематике.
Между тем личное общение на культурных площадках практически сводится на нет, полностью уходя в виртуальную плоскость. Попасть на крупные ярмарки и фестивали оффлайн получается лишь у тех, кто уже сформировал большую аудиторию или имеет рекомендации от крупных издательств, членов Союза писателей России, известных деятелей культуры и искусства. А публика, которая собирается на творческие вечера в библиотеках, составляет не более десяти — двадцати человек, и то в случае большого везения и плохой погоды. Этого недостаточно, чтобы раскрутить свое творчество и продать тираж.
Способы изменить ситуацию
Ситуация, сложившаяся в стране и превратившая литературу в бизнес сродни кинематографу, требует вмешательства. Способов для этого не так уж много, и все они не новы.
Менять отношение к книгам и воспитывать любовь к чтению следует с ранних лет, не откладывая на потом. С младенческого возраста литература должна входить в жизнь человека, постепенно усложняясь весте с его картиной мира. Родителям и воспитателям важно работать над интеллектуальным развитием детей сообща, экспериментируя с авторами и жанрами, выбирая индивидуальный подход к каждому и отказываясь от устоявшихся схем. Список литературы следует формировать с учетом личных предпочтений и интересов, что важно не только на уровне внеклассного чтения в свободное время, но и на уроках в школе. Как минимум, ответственным за формирование программе людям надо ознакомиться с результатами опросов, регулярно проводимых общественными организациями по делам молодежи. Согласно им, в конце 2020 года ребята изъявили желание отказаться от сложных и угнетающих их психику книг Достоевского, которые назвали не подходящими для их возраста, а также же от "Му-Му" Тургенева — повести, вызывающей депрессивные настроения. Они хотели бы, чтобы в классе изучалось больше зарубежной классики, например, роман "Портрет Дориана Грея" Оскара Уайльда, а также же приведения современных авторов, таких как истории о Гарри Поттере. Получается, необходим баланс между старым и новым, чтобы литература была привлекательной, а чтение не становилось обязаловкой.
Но это не все. Преподающим классическую литературу учителям необходимо отказаться от пыльных шаблонов и начать по-новому преподносить знакомые произведения. Их задача — сделать акцент на том, что полезного для современной жизни ребенок может извлечь из "Евгения Онегина" или "Героя нашего времени", так как именно личная польза или выгода сегодня находится на первом месте по мнению психологов и социологов. То есть, вместо зазубривания готовых ответов на вопросы, вызывающие сомнения, лучше учить людей думать и анализировать литературу, чтобы уметь использовать накопленный в ней опыт.
Между тем писателям необходима государственная поддержка. Хорошим подспорьем могут стать гранты от издательств на публикацию, помощь с рекламой и продвижением новинок, в том числе в крупных СМИ и на телевидении, дорога на крупные литературные мероприятия оффлайн, эфирное время в телевизионных передачах. Помогут профессионально созданные сайты, которые трудно сконструировать, не имя опыта и специального образования. Открытие новых литературных порталов с высоким уровнем модерации способно стать отличным подспорьем и помощником в расширении аудитории. Но главное — пора отбросить лицемерие и научиться рисковать, помня о том, что литература — это не только бизнес, а нечто куда большее и ценное для настоящего и будущего. Не привлекая начинающих авторов, зацикливаясь на одних и тех же именах и лицах, едва ли удастся сделать шаг вперед и вернуть в массы любовь к чтению.
Если грамотно организовать систему обучения детей, научиться слушать и слышать заинтересованную аудиторию, оказать поддержку писателям на самом высоком уровне и сделать это профессионально, можно, как минимум, приблизить литературную статистику к показателям СССР, причем среди всех групп населения. Логичная и продуманная просветительская работа, опирающаяся на безвозмездную помощь спонсоров, навыки в рекламе, пиаре и маркетинге узких специалистов переведет книги на более серьезный уровень. Так как при таком раскладе придется отработать и научиться применять на практике механизмы, позволяющие сделать контент более качественным и полезным.
А у вас есть мысли о том, как решить эту проблему (и надо ли ее решать, и вообще - проблема ли это...)? Пишите комментарии!
Спасибо, что читаете блог, подписываетесь, ставите лайки и делаете репосты.
Желаю читателям счастья и здоровья!
8888
Читайте также:
Правомочно ли такое понятие, как "молодежная литература"
Почему роман Джона Маррса "Tne one. Единственный" стал бестселлером