Найти тему

Нужно ли каяться в зависимости от гаджетов? 7 тезисов с защиту смартфонов от нашего IT-директора

Гаджеты, интернет, соцсети, всё это зло, которое стоит избегать или же они являются инструментами для самовыражения? Представляем вашему вниманию 7 тезисов Леонида Платонова, исполнительного директора центра содействию просвещения в цифровой среде «Познание» и человека с большим опытом работы в IT-сфере.

Скульптурная группа "поглощенных" смартфоном в Амстердаме
Скульптурная группа "поглощенных" смартфоном в Амстердаме

Довольно часто при обсуждении темы зависимости от гаджетов, участники дискуссии спорят между собой только потому, что они по-разному понимают это явление. Научное определение зависимости у человека, далекого от соответствующей области знаний (к ним я отношу и себя), заставляет его разбираться в непростом семантическом ядре:

  • что такое «навязчивая потребность»?
  • где проходит граница «навязчивости»?
  • кто оценивает негативные медицинские и социальные последствия?

Увлеченность чем-то не обязательно является зависимостью

Постановка диагноза зависимости должна оставаться прерогативой практикующих профессионалов. Увлечение, переходящее в зависимость может вызывать контент, а не сами гаджеты: игры, соцсети, мессенджеры, видео и т.п. Перенесемся на тысячу лет назад и представим себе монаха, под свет лучины переписывающего Евангелие всю ночь напролет, или современного школьника, увлекающегося астрономией, обессиленно засыпающего под утро на любимом телескопе... Разве кто-то решится назвать их уничижительными «рукописе-зависимым» или «телескопо-зависимым»?

«Гаджеты» были и остаются неотъемлемым инструментом познания мира и распространения полученных знаний и навыков

Приклеивание негативной коннотации к слову гаджет несправедливо. Зависимость от контента может быть обусловлена выполнением профессионального, или социального долга: журналист всегда должен быть «на ленте» новостей, волонтер – помогать онлайн своим подопечным.

Два месяца назад я забыл свой смартфон дома и, признаться, провел весь день как на иголках. Все-таки и у меня есть зависимость, понял я. Размышления на тему объекта моей зависимости привели меня к парадоксальному заключению:

я зависим от своего чувства ответственности!

Я осознал, что мне реально тяжело быть оторванным от телефонных звонков, имейлов и сообщений мессенджеров, но лишь потому, что я могу оказаться кому-то нужен и недоступен одновременно. Я не любитель что-то постить о себе, у меня перекос звонков в сторону входящих, на все вопросы и распоряжения я привык отвечать оперативно. Я просто не могу себе позволить кого-то подвести. 24 часа в сутки.

У вас-то точно нет зависимости от гаджетов?

Памятник менеджеру в г. Санкт-Петербург.  Скульпторы: П. П. Игнатьев и Д. В. Прасолов
Памятник менеджеру в г. Санкт-Петербург. Скульпторы: П. П. Игнатьев и Д. В. Прасолов

Оставьте на день телефон дома, и вы узнаете правду. Ваш руководитель скорей всего не поймет отсутствия оперативной реакции на бизнес-ЧП, поскольку у него тоже есть руководитель с такими же ожиданиями. И да, при этом приходится жертвовать work-life balance со всеми негативными медицинскими и социальными последствиями для вас (один из критериев зависимости).

Не пользуетесь смартфонами и осуждаете гаджеты? Попробуйте отказаться от часов и жить по собственному графику! Думаете, что часы – не гаджет? Тогда откройте определение гаджета.

В современном мире абсолютно ВСЕ в той или иной степени зависимы от гаджетов

Нередко с отчетливой ноткой безысходности можно услышать – мой друг с утра до ночи сидит дома и играет в компьютерные игры. Вроде как он – слабак, неспособный освободиться от зависимости, совсем не такой, как вы. Но стоит задуматься – а между чем он выбирал, «подсаживаясь» на гейминг?  Между киберспортом (красивый термин, не правда ли?) и сидением с пивом перед телевизором? Может быть, просто не нашлось человека, открывшего «киберспортсмену» красоту и многогранность мира вне рамок дисплеев?

Увидели гаджетозависимого – не спешите его клеймить, имейте в виду, что это – в том числе и ваше личное фиаско. Лечить от зависимости должны профессионалы (как и ставить диагноз), но не допустить перекоса в сторону виртуальной реальности – дело каждого из нас.

Общественное мнение (а иногда и законодательство) справедливо не приветствует сомнительную, с нравственной точки зрения, продукцию: «фильмы для взрослых», материалы с радикальными взглядами, приложения для адюльтера и пр.

Монреальская студенческая статуя на улице Шербрук
Монреальская студенческая статуя на улице Шербрук

В предыдущем тезисе речь шла про выбор между миром виртуальным и миром реальным, но выбор должен быть и для тех, кто существенную часть жизни, в силу различных обстоятельств, проводит именно во втором. Сделали ли мы все возможное для того, чтобы, окунувшись в виртуальный мир, найти в нем одновременно и общественно полезный, и интригующий контент (и приложения)? Не является ли наше осуждение признанием того, что не хватило у нас организаторских способностей и таланта, чтобы сделать виртуальный мир более позитивным и дающим б́ольшую уверенность в будущем, чем мир реальный?

Тяжело себе представить современное общество, выросшее исключительно на трудах манихеев. Человечество имеет богатый опыт медийного противостояния вызовам общественному благу, и сейчас время не причитать, а действовать.

В ДНК «нежелательного» контента и сомнительных приложений нет ничего, делающего их более привлекательным для потребителя.

Приклеить интернету ярлык «черной дыры человеческих душ» можно лишь после того, как будут исчерпаны все ресурсы создания общественнополезного контента и приложений. И почему-то я уверен, что до этого не дойдет.

Зависимость от гаджетов у детей

Все вышеперечисленные тезисы, за исключением профессиональной занятости, абсолютно применимы и к ним. С одной оговоркой – дети, в силу нахождения на этапе интеллектуального развития и малого опыта в моделировании реальности, не могут самостоятельно адекватно оценивать последствия своих увлечений (упомянутые выше медицинские и социальные последствия).

Кроме того:

  1. Может иметь место гордость от обладания «крутым» гаджетом, дополнительно стимулирующая его использование;
  2. Модель поведения окружающих сверстников иногда превалирует над собственным здравым смыслом и даже мнением родителей;
  3. Некоторые родители (не всегда оправдано) перекладывают на школу заботу о формировании осмысленного и взвешенного отношения к потреблению информации их чадами;
  4. Существенная часть родителей не понимают наиболее эффективной (если таковая существует) методики «размывания» непреодолимого стремления детей и регулирования использования гаджетов.

В интернете я не встретил ни одного случая безвозвратного ухода подростка в виртуальный мир.

С помощью просветительской работы педагогов и детских психологов, а также активной позиции родителей, уберечь детей от трансформации использования гаджетов в зависимость от их контента абсолютно реально.

В интернете можно найти свидетельства того, что

  • компьютерные игры развивают способность решать проблемы,
  • улучшают память,
  • развивают способность к многозадачности (точнее переключению между задачами),
  • замедляют старение,
  • вырабатывают навык принятия решений в условиях отсутствия времени на раздумья.
  • Работа с гаджетами вырабатывает навык быстрого поиска требуемой информации.
  • Медицинские приложения охраняют здоровье пользователей.
  • Гео-сервисы обеспечивают удобство навигации и физическую безопасность.
Памятник дизайнеру в Красноярске
Памятник дизайнеру в Красноярске

Гаджеты созданы, чтобы облегчить нашу жизнь. Подавляющее большинство людей использует их в целях, не противоречащих общественному благу и с умеренной «навязчивой потребностью». Вызовы узкого круга лиц следует превращать в общественно-значимую дискуссию, хотя бы потому, что создающийся хайп работает на популяризацию перверсивных моделей использования современных технологий.

Вместо заключения

Каюсь в том, что не имею научных степеней ни в педагогике, ни в психологии. Каюсь и в том, что «переведу стрелки» на врача, если кто-то из дорогих мне людей впадет в подтвержденную медицинским диагнозом зависимость от гаджетов. Но не могу покаяться в том, что тему зависимости от виртуального мира я считаю во многом надуманной, педалируемой испугом от чего-то нового и еще до конца не познанного.

Леонид Платонов

И в финале рассуждений приводим слова священника и блогера Николая Бабкина: "В Амстердаме открыли скульптурную группу "поглощенных" смартфонами. Я не понимаю, когда христиане одобряюще начинают кивать головой: "Вот-вот, а мы вам про это говорили". Видимо, все должны тотчас каяться в телефонозависимости? Раньше так сидели на лавочках с книгами и газетами, просто без подсветки лица, но и тогда находились противники "книжного поглощения". Конечно, есть вред от смартфонов. Но и от долго чтения тоже глаза портятся. Если ты нуждаешься в самовыражении или просто хочешь убежать от себя, от мира, средство может быть любым. Я считаю эти скульптуры отличное напоминания про жизнь вокруг нас. Лично меня гораздо проще оторвать от смартфона, чем от книги. Не думаю, что социальные сети есть зло, они лишь инструмент. Как им пользоваться, решать вам".

Также советуем прочитать:

От какой вредной привычки должен отучить своих прихожан священник?

"Приступи ко мне, аки псу смердящему": отчего в молитвенном правиле столько самокритики?

Почему наши дети не изучают в старшей школе Библию? Кто виноват? Что делать? И как начать?