Поздней осенью 1895 года в семье Годеля Мошевича Дзюбана, одесского приказчика при галантерейной лавке, родился мальчик. Родители назвали сына Эдуард, и мало кто в тот момент предполагал, что выходец из небогатой еврейской фамилии станет в один ряд со звёздами русской литературы начала ХХ века.
С детства юный Эдик чурался иудейской косности и мечтал порвать с размеренным бытом общины. Первые его стихи были опубликованы в разгар Мировой войны, в 1914 году, а уже через год, взяв псевдоним "Багрицкий", Эдуард Дзюбан уже публикуется в одесских альманахах.
Над колыбелью ржавые евреи
Косых бород скрестили лезвия.
И всё навыворот,
Всё как не надо, - так Багрицкий осмысливал своё детство. Воспитанный на поэтах эпохи модерна, Эдуард грезил морем и дальними странами, романтизировал жизнь контрабандистов и портовых грузчиков, при этом, по воспоминаниям Валентина Катаева, ужасно боялся моря.
По рыбам, по звёздам
Проносит шаланду:
Три грека в Одессу
Везут контрабанду.
...Чтоб звёзды обрызгали
Груду наживы:
Коньяк, чулки
И презервативы.
Революцию Багрицкий встретил вполне однозначно, и сразу определился со стороной. По понятным причинам с белогвардейцами, батькой Махно или Симоном Петлюрой выходцу из иудейской среды было не по пути, а потому, как большинство еврейской молодёжи, поэт влился в ряды большевиков, и в 1919 году вступил в ряды Красной армии.
После разгрома Врангеля и установления советской власти на территории Украины в 1919-20 гг, Багрицкий работал в Бюро ураинской печати, и писал стихи для газет Одессы и Николаева. По рекомендации друга, Валентина Катаева, в 1925 году Эдуард Годелевич перебрался в Москву. Здесь он попытался через свои связи в творческих кругах свести дружбу со всесильным Львом Троцким. Однако, бывшему наркомвоенмору стихи Багрицкого не понравились. Дружбы не получилось.
В 1928 году у автора вышел поэтический сборник "Юго-Запад".
Здесь интересна поэма "Дума про Опанаса". Она повествует о приключениях сельского жителя, который после долгих метаний из стороны в сторону прибился к махновцам.
Украина! Мать родная!
Молодое жито!
Шли мы раньше в запорожцы,
А теперь-в бандиты!
Залихвацкая жизнь главного героя складывается поначалу неплохо, но даёт первую осечку, когда Опанас расстреливает пленного комиссара Когана, призрак которого преследует героя до последней минуты. А дальше-закономерный исход.
Головами крутят кони,
Хвост по ветру стелют:
За Махной идёт погоня
Аккурат неделю.
В бою Опанаса берут в плен красные, и кончает он весьма печально:
Я не знаю, где зарыты
Опанаса кости:
Может под кустом ракиты,
Может, на погосте.
Однозначно, непоколебимым героем в данном произведении выступает комиссар Коган, в то время как несчастный Опанас олицетворяет собой запутавшегося и необразованного антигероя, которому всякая власть претит, а любы лишь анархия и разбой. Интересен тот факт, что уже в послевоенный период, в разгар борьбы с космополитизмом, поэма Багрицкого была подвергнута разгромной критике за то, что украинский народ в лице Опанаса предстаёт, как сборище бандитов и упырей, а поэма оскорбляет честь и достоинство украинцев.
Впрочем, сам автор до этой критики не дожил. С 1930 года обострилась старая лёгочная болезнь. Выглядевший внешне настоящим силачом, Багрицкий медленно умирал от бронхиальной астмы. Именно в этот момент появляются на свет два самых жутких и мрачных произведения поэта.
"ТВС", иными словами, tuberculosis, представляет из себя описание страданий человека, больного туберкулёзом. В горячечном бреду к герою стихотворения приходит Феликс Дзержинский, и заводит разговор о специфике исторического отрезка, в котором выпало жить, о жертвах во имя идеи, и, разумеется, о смерти. Вообще, тема конца человеческой жизни, убийства, расправы в "ТВС" практически смакуется.
Враги приходили-на тот же стул,
Садились и рушились в пустоту.
Их нежные кости сосала грязь,
Над ними захлопывались рвы,
И подпись на приговоре вилась
Струёй из простреленной головы.
Неоконченная поэма "Февраль"-квинтэссенция какой то хронической мерзости. Мальчик из еврейской семьи влюбился в русскую девушку-соседку, но любви не получилось. Пройдя революцию и став комиссаром, повидавший виды герой во время облавы в публичном доме встречает любовь своей юности, и насилует её, мотивируя это весьма странным образом:
Я беру тебя за то, что робок
Был мой век, за то, что я застенчив.
За позор моих бездомных предков,
За случайной птицы щебетанье!
Эдак можно любому дрянному поступку обоснование найти. Чем ближе Багрицкий подходит к тому порогу, где лишь тьма, тем безумнее становится текст, тем чаще всплывают из юности евреи с ржавыми бородами, с которыми так хотелось порвать.
Но всё же заупокойные мотивы вперемежку с кабаллистическим мистицизмом под соусом нового мира самым ярким образом проявились в стихотворении "Смерть пионерки". Одно время среди школьников СССР была распространена городская легенда, будто бы история про Валентину, прочтенная вслух-ни что иное, как заклинание на смерть. Ещё бы: чего тут только нет. Описание мучений, противостояние христианства и красных галстуков, а в конце-сплошь загробные ужасы, от которых пробирает дрожь.
Но в крови горячечной
Подымались мы,
Но глаза незрячие
Открывали мы.
Возникай, содружество
Ворона с бойцом-
Укрепляйся, мужество,
Сталью и свинцом.
Чтоб земля суровая
Кровью истекла,
Чтобы юность новая
Из костей взошла.
Множество литературоведов анализировало "Смерть пионерки". Находили всякое: проповедь новой коммунистической религии, прославление репрессивного аппарата, сцену добровольного жертвоприношения, даже магическую систему новых ритуалов и новой веры.
Мне же кажется, что поэт, уйдя глубоко во внутреннюю тьму и смирившись со страхом смерти, исподволь желал продолжать жить на этой земле, пускай даже лишь в строках своих стихов:
Вот и все!
Но песня
Не согласна ждать.
Возникает песня
В болтовне ребят.
Подымает песню
На голос отряд.
И выходит песня
С топотом шагов
В мир, открытый настежь
Бешенству ветров.
Багрицкий умер 16 февраля 1934 года от воспаления лёгких вкупе с обострившейся бронхиальной астмой. Жуткие произведения его навсегда остались с нами. Вероятно, этого он и хотел.
***
Источники:
М. П. Загребальный "Эдуард Багрицкий"
А. В. Медынская "Социально-речевая характеристика как особая организация художественной речи"
О. Лекманов, М. Свердлов "Для кого умерла Валентина?"
Э. Г. Багрицкий "Стихотворения"
#революция #поэзия #история #искусство #литература #анализ