Священное предание так описывает появление нерукописного изображения Божественного Лика. В городе Эдессе (ныне город Урфа в Турции) правил царь Авгарь V Уккама. Он заболел проказой, которая не только обезобразила его лицо, но и причиняла страдания. Услышав о великих чудесах, творимых Господом, царь отправил приглашение Иисусу Христу с просьбой об исцелении.
Слушайте радио Радонеж ОНЛАЙН
Для удобства пользуйтесь приложением. Бесплатное приложение "Радио "Радонеж" к смартфонам и планшетам можно скачать через Apple Store и Google Play.
Вот что было в письме (перевод Евсевия Кесарийского с оригинала, который хранился в архиве Эдессы):
Авгарь, сын Ухамы, топарх, шлет приветствие Иисусу, Спасителю благому, явившемуся в пределах Иерусалимских. Дошел до меня слух о Тебе и об исцелениях Твоих, что Ты творишь их без лекарств и трав. Ты, рассказывают, возвращаешь слепым зрение, хромым хождение, очищаешь прокаженных, изгоняешь нечистых духов и демонов. Ты излечиваешь страдающих долгими болезнями и воскрешаешь мертвых. Слушал я все это о Тебе и усвоил умом одно из двух: или Ты Бог и, сойдя с неба, творишь такие чудеса, или Ты Сын Божий, творящий чудеса. Поэтому я и написал Тебе и прошу Тебя: потрудись, приезжай ко мне и болезнь мою исцели. Слышал я еще, что иудеи ропщут на Тебя и против Тебя злоумышляют. Город мой очень маленький, но почтенный, и его нам двоим хватит.
Гонец Анания был также художником и должен был, если Спаситель не сможет прийти, нарисовать Его портрет. Так велика была вера этого человека, что Иисус может его вылечить, что он готов был молиться на один портрет.
В Иерусалиме Анания нашёл Господа, окружённого пятитысячной толпой. Художник понял, что ему не пробиться к Спасителю, и решил хотя бы нарисовать, для чего поднялся на камень. Но он был так далеко, что не мог разглядеть черты лица и передать портретное сходство. Однако Иисус заметил его, конечно, и знал его помыслы. Он подозвал Ананию, окликнув по имени.
Спаситель также попросил воды и умылся, а потом отёр лицо платком (убрусом). На ткани чудесным образом отпечатался Лик. Этот платок Иисус отдал Анании вместе с письмом, в котором написал:
Блажен ты, если уверовал в Меня, не видев Меня. Написано обо Мне: видевшие Меня не уверуют в Меня, чтобы неувидевшие уверовали и ожили. А что ты приглашаешь Меня к себе, то надлежит Мне исполнить здесь всё, ради чего Я послан; а когда исполню, то вознесусь к Пославшему Меня. Когда же вознесусь, то пошлю к тебе одного из учеников Моих, чтобы он исцелил болезнь твою и даровал жизнь тебе и тем, кто с тобой.
Слова “и даровал жизнь вечную” означали, конечно, обращение в христианскую веру. Так всё и вышло, по слову Господа. Получив письмо и платок с Нерукотворным образом, Авгарь исцелился, но не до конца. Следы болезни на лице исчезли, когда в Эдессу пришёл апостол Фаддей (из семидесяти) и покрестил Авгаря и его семью. В христианство обратились и многие из подданных царя.
Обрадованный царь написал на нерукотворном образе слова: "Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится," приказал прикрепить плат к доске и поместить в нише над городскими воротами, вместо языческих идолов.
По преданию, потомки Авгаря Уккамы отступили от веры и вернулись к язычеству. Чтобы спасти Образ от поругания, тогдашний епископ зажёг перед иконой лампадку, закрыл нишу доской и приказал замуровать наглухо. Только в начале III века, при Авгаре VIII, Эдесса стала первым христианским государством. Тогда же было записано предание о переписке Авгаря V со Христом и миссии апостола Фаддея, а на городских воротах начертан текст переписки.
Но сам Образ был вновь обретён в VI веке, когда во время осады персидским войском епископу Эдессы явилась Пресвятая Богородица и повелела достать Образ. Когда нишу разобрали, в лампадке горел огонь, а на закрывающей её доске проявился зеркальный отпечаток Лика. По стенам города прошли крестным ходом с Нерукотворным Образом, и армия неприятеля отступила.
Слава о Нерукотворном Образе распространилась по всему Востоку, и даже арабы, завладев Эдессой, не препятствовали поклоняться ему. В 944 году византийские императоры выкупили Образ у города и перевезли в Константинополь. Он был торжественно помещён в Фаросском храме Богоматери. Именно это событие мы празднуем 29 (16 по старому стилю) августа – "Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа".
Дальнейшая судьба Нерукотворного Образа неизвестна. По одним преданиям, его похитили крестоносцы и хотели увезти в Европу, но корабль затонул. По другим источникам, Образ был передан в один из монастырей в Италии и тайно хранится там. Впрочем, в Западной церкви существует предание о Плате Береники (Вероники), которым благочестивая женщина отёрла лицо Христа по дороге на Голгофу, и на нём отпечатался Лик страдающего Спасителя. Один это Образ или нет, учёные и богословы установить не могут.
Список с Нерукотворного Образа Христа есть в каждом храме. Хорошо иметь его и в доме. Перед иконой молятся:
– об исцелении;
– об укреплении в вере;
– о помощи в трудных жизненных ситуациях.
«Спаситель Небесный, Создатель и Заступник, Приют и Покров, не оставь меня. Исцели, Господи, душевные и телесные раны мои, убереги от боли и бед и прости мне мои прегрешения, вольные и невольные. Аминь».
«Господи, Твоей милостью очищусь, и обрету благодать Твою. Боже мой, не оставь меня в горести и беде, одари своим сиянием и позволь обрести Твое благословение. Аминь».
Читайте на нашем канале историю праздников и почитания икон в православной церкви и слушайте Радио Радонеж. Помните, что радио и газета “Радонеж” существуют исключительно благодаря вашей поддержке. Вы можете оказать нам посильную помощь любым удобным удобным вам способом
Расписание эфиров, смотрите на сайте РАДИО РАДОНЕЖ