***Осторожно! Спойлеры!***
Я даже не могу точно сказать насколько мне понравилось данное произведение. С одной стороны оно очень качественное. Продуманный мир, нетипичный сеттинг (как я это слово не люблю, но оно точно описывает то, что я хочу выразить), отличная передаваемая атмосфера — милота, добро и забавные моменты (именно, что атмосфера в совокупности с персонажами, картинкой, музыкой и всем остальным, но не по сути своей). Но с другой стороны. Я не испытал никакого восторга от данной истории — она достаточно типичная; после просмотра не отложилось каких-либо интересных мыслей и ярких впечатлений. И как такое характеризовать, когда ты понимаешь, что здесь всё качественно, но простенько и из-за этого ты не получаешь никакого отклика внутри себя (эмоции, мысли)? Ну, да ладно.
Завязка сюжета здесь типичная, не зря аж Жуль Верна вспомнил (ассоциативно есть схожесть — путешествие, неизведанный мир, дети в поисках родителей). Маленькая девочка вместе со своим другом отправляются в путешествие на поиски своей матери в неизведанный странный мир. Конечно, это только завязка, она о самом произведении не расскажет. Хотя и о сюжете можно точно также, в стиле завязки, рассказать. ГГ — 12-летняя девочка из приюта, в котором обучают раскапывать реликты, находит странного робота-паренька. После чего они вместе отправляются в самые глубины бездны на поиски матери ГГ, которая отправила послание совей дочери. А дальше идёт рассказ о самом спуске в эту бесконечную дыру. И, вроде бы, всё типично и банально — история мало чем привлекательна. Но здесь нужно переходить от общих моментов к частным.
Наполненность мира, логичность мира, история этого мира — вот эта та сторона, которая является продуманной, грамотной и увлекательной. Бездна — это последний неизведанный миру объект. Этот момент не сильно обговаривается, но выходит так, что человечество знает обо всём, кроме этой огромной дыры в земле, находящейся на острове. И, естественно, на такую занимательную вещь нашлись свои исследователи, которые вокруг данного места соорудили огромный город. И всё бы, как говорится, ничего, но существует, так называемое — проклятье бездны (какое-то силовое поле, в последствие зрителем об этом рассказывают), очень губительно воздействующее на всех людей, которые надумают спускать в глубины пропасти (сила проклятья зависит от глубины и воздействует только при подъёме).Но, не смотря на этот неприятный факт, а чаще всего смертельный, огромное количество искателей реликтов (у них ещё и звания или должности имеются, которые определяются через цвет свистка) стремится, не щадя своей жизни, отправиться в эту таинственную и манящую бездну (реликты они потом за бугор продают, так что и меркантильные цели здесь также присутствуют).
И вот именно эта таинственность бездонной пропасти очаровывает тебя как зрителя. Присутствует постоянное ощущение, что ты сам вместе с героями отправляешь на неизведанные поиски. Всё это происходит из-за неизведанности мира, реликтов, которые имеют какие-то функции (о которых также ничего неизвестно), проклятья (что? откуда взялось? почему?), а также из-за вопросов: если есть бездна со своей флорой и фауной и непонятным функционалом (разные биомы), а также со старыми реликтами, значит это кто-то всё создал, не могло же оно просто так появиться? Другая цивилизация? Народы? Что, вообще, происходит? (Этими вопросами почему-то мало кто задаётся в самом аниме). Или как сказал один из главных персонажей: "Столько всего происходит, что мозги закипают".
И вот как раз о них. О персонажах. Всего в этой истории нужно выделить двух героев. Маленькая девочка-блондинка в очках (Рика) и парень-робот (Рэк, или как-то так), которого она и находит в одной из экспедиций за реликтами. И вот здесь возникает небольшое сомнение относительно того, кто из них всё-таки ГГ. Вообще, это, конечно, девочка, так как история начинается именно с этого персонажа, с помощью неё история двигается, да и конечная цель завязана исключительно на ней. Но, в один момент, особенно ближе к концу сезона, акцент внимания смещается на робота. Повествование идёт уже со стороны этого героя, и мы, как зрители, лучше всё воспринимаем от его лица, так как он тоже ничего не знает (не помнит) об всём происходящем вокруг. Также зрителю будет ближе характер робота, чем девочки. Так она уже сформированный персонаж. Целеустремлённая, решительная, смелая клептоманка (реликты себе оставляет, а не отдаёт как положено) с ЧСВ. Но есть один нюанс, который даёт ей место ГГ. Она особенная (а ГГ должен быть особенным) — она родилась мёртвой из-за проклятья бездны, но её оживили случайным образом. И, вроде бы, робот также является специфичным персонажем, но он всё же ближе к чему-то неизведанному, не понятному, как сама бездна, чем к роли ГГ. Хотя его характерные черты буду намного лучше восприняты зрителем. Робкий, стеснительный и т. д., то есть всё то, что ближе к нам — обычным людям. И, естественно, через преодоление многих испытаний из него в последствии будет закалён, сформирован хороший человек (хоть он и робот, но это спорный вопрос), а это как раз и требуется от ГГ — развитие от худшего к лучшему.
В общем, не однозначная ситуация с определением ГГ. Хотя они могут быть и двумя ГГ или ГГ-парой, или чем-то вроде того. Но для этого нужно смотреть историю дальше, а пока что такой возможности не представляется. А теперь пару слов о теориях заговора. Под этим я имею в виду: метафоры, проблемы, темы и т. д. То есть всё то, что не на поверхности и всё то, на что мне не всегда удаётся найти адекватных аргументов. Во-первых, я вижу метафору, но не могу её полноценно сформировать в свой голове. Это насчёт самой бездны. Она не изведана, не исследована, совершенно не понятна, то есть влечёт к себе многих искателей новых открытий. И нам напрямую говорят, что без этого стремления к новому, жизнь этих людей всё равно, что смерть. И это воспринимать буквально? Бездна = стремление к неизведанному и новому, и что человек без этого жить не может. Или же под "бездной" что-то другое может скрываться? Здесь я замешательстве. Там ещё проговаривается, что бездна = Бог, но как-то я пока совсем не вижу основания так полагать.
Во-вторых, обратимся к тем проблемам и тема, которые я смог заметить. Наверное, самое очевидное рассмотреть этот вопрос через персонажей (тех же самых двух героев). Девочка — это олицетворение того же стремления, что и описано выше. Это видно и по характеру и по самой завязке истории. А вот с роботом всё намного интереснее, как мне показалось. Для меня, через него, открываются экзистенциальные проблемы. Он не знает кто он, но у него есть чёткое самосознание, осознанность и желание всё-таки понять — кто он? зачем он был создан? какого его место в этом мире? И, естественно, он стремиться к раскрытию этих внутренних проблем. И здесь можно провести ещё некоторую линию с бездной (которая мне в голову пришла только сейчас). Бездна = неизвестность, как и происхождение робота для него самого. И основное стремление здесь — убрать, уменьшить эту неизвестность, неопределённость, что, собственно говоря, и движет многими людьми уже в нашем мире, так как никто не любит неопределённость.
И в-третьих, это проблема сохранения человечности. Здесь у меня и аргументов не много, и оснований полагать, что данная тема присутствует, совсем мало. Я вижу раскрытие этой проблемы в основном через 6 уровень бездны — превращение людей в других существ. А также через такого персонажа как кролик (в самом конце появляется и её подругу, которых подвергли жестоким экспериментам), через белых свистков (один из них эксперименты как раз и проводил, убив (превратив в "пустых") при этом кучу детей + баба со 2 уровня) и, возможно, также через самого робота-мальчика (постоянный акцент на том, что он робот, хотя ведёт себя человечнее многих). Но как-то это всё вывести в аргументированное высказывание у меня совсем не выходит.
Ещё что здесь может порадовать, так это контраст происходящих событий с передаваемой атмосферой (миленькая, забавное, доброе и даже может показаться немного детским и наивным). Есть два момента, которые очень сильно в эмоциональном плане играют на этом контрасте. Первый — когда герои находятся на 4 уровне и у девочки из всех отверстий начинает кровь сочиться (проклятье 4 уровня), а так как ей до этого поранили руку ядовитым шипом, то роботу приходится эту руку ей отрезать, сначала сломать кость камнем, а потом отпилить её ножом (в итоге рука, конечно, осталась практически в целости и отрезать ничего не пришлось). Второй — история кролика и её подруги (об этом выше я упоминал). И после таких моментов уже начинаешь задумываться, что первое впечатление, в совокупности с атмосферой, тебя немного обманывает. И на само деле — это тяжёлая и достаточно страшная история. И вот это осознание действительно тебя радует.
Хотелось бы ещё и поругать данное произведение, но таких моментов найдётся не много и всё они выглядят как придирки. Так, например, можно выделить банальность и клише (баба со 2 уровня, которая пытается убить героев, а на самом деле их испытывает и тренирует, как пример). И здесь много чего такого простенького и типичного. Ещё некоторые фетиши могут отталкивать. Туалетные темы, маленькие голые девочки. То есть такое себе. Но это всё не так значительно по сравнению со всем остальным.
Итого. Это качественное и отличное произведение, но, лично мне, нужно немного большего. Остаётся лишь ждать продолжения и тогда, наверное, я смогу полностью проникнуться данной историей.