Найти в Дзене
Fiasco Fobia

Большое фиаско малых голландцев

В сегодняшней статье ФиаскоФобия наступит на горло «собственной песни», которую мы обычно поем Великим Ремесленникам, и продемонстрируем фиаско (исключительно ФИНАНСОВОЕ!), великих творцов-художников – малых голландцев.

Согласно определению, малыми голландцами, приятно называть группу художников, живших в 17 веке в Голландии, творчество которых отличают небольшие размеры картин и «повседневность» сюжетов – как правило, на бытовые темы; добавим (от себя) – и небольшая стоимость картин, при жизни самих художников.

Если говорить об окружающей художников «голландской действительности» того времени, то вот как страстно пишет об Амстердаме математик Рене Декарт в 1631 году (когда читаешь, думаешь что написано…сейчас, про Москву, Нью-Йорк или Дубай):

«В этом большом городе, нет никого, кроме меня, кто бы не занимался торговлей, все так озабочены прибылью, что я мог бы прожить здесь до конца дней, не будучи замеченным никем… Где еще в мире все удобства жизни и все удобства жизни и все мыслимые диковины могут быть достижимы так легко, как здесь?...».

А вот – «дополнительные признаки», по которым, можно было легко причислить Голландию к числу экономических сверхдержав:

- огромный торговый флот и соответственно торговля/спекуляции таких же объемов: не случайно же, даже «большой голландец» Художник (именно с большой!) Рембрандт, занимался спекуляциями, да с таким размахом… что в итоге был объявлен банкротом! (у ФиаскоФобии есть статья/видео на эту тему, кстати)

- транс-национальные корпорации: сотрудников Ост-Индийской компании по всему свету было 150 тыщ! (вот сколько «космополитов», видевших мир) – может быть поэтому, на картинах малых голландцев в интерьерах столько карт/глобусов?

- и главное (для нашего «исследования») - практически ПОГОЛОВНОЕ увлечение населением королевства живописью: масс-маркет был таков, что даже бедняки, отказывая себе подчас в сытых обедах, тратили последние гульдены на картины/гравюры!

Франс Хальс, автопортрет
Франс Хальс, автопортрет

При ТАКОМ спросе «на культуру», конечно же, появились и художники (с мировыми сейчас именами!), рисующие свои картины на небольших холстах (дома, даже состоятельных голландцев, не отличались простором); сюжеты картин  - исключительно «из жизни» (как TV или вечерняя газета); «масс-продукт» - по ценам, доступным для потребителя: например сохранился счет Хальса мяснику за разделку туши быка  - 42 гульдена, тогда как, свои картины художник продавал, в среднем, по 20 гульденов за штуку (это которые сейчас стоят СОТНИ МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ!).

Вот, как пишет про «рыночное ценообразование» всех этих шедевров Петр Вайль: «Рыночная стоимость произведения живописи определялась не жанром и стилем, а техникой исполнения. То есть затраченным на работу временем» - типично РЕМЕСЛЕННЫЙ подход!

Почти все малые голландцы, и мысли себя РЕМЕСЛЕННИКАМИ - и не только не помышляли о «мильенах» (не говоря уже про #духовку/нетленку), но и «подрабатывали»: ван Гойен – торговлей тюльпанами, Гоббема вообще служил сборщиком налогов, Стен – владел постоялым двором. Хальс и де Хоох были арт-дилерами, как и Вермеер, позднее.

-3

А вот еще один срез тогдашнего голландского общества: взрослый мужчина выпивал, в среднем, 3 литра пива в день (в одном только Амстердаме было 518 «рюмошных» - это, как если бы в сейчас в Москве 30 тысяч! – но, учтем, что не было чая-кофе-газировки) и свидетельства итальянских/французских «туристов» таковы: «Почти все голландцы склонны к пьянству и со страстью предаются этому пороку; они напиваются по вечерам, а иногда даже с самого утра» (не правда ли, все мы знаем, еще одну страну, про которую интуристы писали подобное?).

«Не отставали» от покупателей своих шедевров и сами художники: «избил жену и получил строгое внушение избегать пьяных компаний» (полицейская запись), «изъято две картины в залог за неуплату» (отчет булочника), «набирался по уши каждый вечер» (свидетельства современников) - все это о Франсе Хальсе, который, за 4 года до смерти окончательно разорился и жил в старческом доме, получая муниципальную пенсию (ПЕНСИЯ в 17 веке!!); 54-летний де Хоох умер в сумасшедшем доме…

Эдвард Мунк «Крик»
Эдвард Мунк «Крик»

И напоследок, как бы в пику «ремесленникам» - малым голландцам, приведем пример другого «великого художника севера» (титул присвоен ФиаскоФобией, а не всякими там «ЮНЕСКами») Эдварда Мунка, его картину «Крик» знают АБСОЛЮТНО ВСЕ, поучившего славу/почести/деньги при жизни - ему было всего 25 лет, когда он написал в дневнике: «Перед моими картинами люди снимут шляпы, как в церкви».

СНИМАЕМ ??...