Вступление.
В своём дебютном фильме Михаэль Ханеке решает подробно разобраться в проблемах семейных взаимоотношений, отсутствия взаимопонимания в семье и других насущных нюансах совместного быта на примере самой обычной "шаблонной" австрийской семьи Шоберов. Классическая нуклеарная семья, в которой никто никого не слышит, никто не относится всерьёз к проблемам ближнего, а сесть всем вместе за обеденном столом можно лишь для того, чтобы принять внутрь пищу и отправиться на работу или в школу, чтобы и дальше сесть за тот же обеденный стол, а после также отправиться в школу или на работу.
Одним словом – бесконечное повторение одних и тех же действий: работать, чтобы есть, а есть, чтобы работать, не приводит ни к чему хорошему, и у семьи Шоберов возникает идея фикс – уехать в совершенно иное место.
Читайте также:
Михаэль Ханеке. Живой классик современного кино.
Топ 5 фильмов Михаэля Ханеке. От худшего к лучшему.
Сюжет.
В своём первом полнометражном художественном фильме режиссёр Михаэль Ханеке рассказывает зрителю, на первый взгляд, достаточно простую историю из жизни самой обычной австрийской семьи среднего класса: Георга (мужа), Анны (жены Георга) и их дочери Евы. Герои занимаются своими повседневными делами: ходят на работу / в школу, посещают продуктовые магазины, проводят вечера за столом в кругу семьи. Однако Анна, которая недавно потеряла мать и унаследовала от неё солидное состояние, не испытывает никаких эмоций из-за потери близкого человека или полученных от неё денег. Георг и вовсе практически не общается со своей матерью, а обеспокоен лишь проблемами своего карьерного роста. Ева, оставленная наедине со своим детством, не понимает, что происходит вокруг и решает притвориться слепой.
Изо дня в день, из года в год монотонное повторение одних и тех же рутинных действий приводит героев в отчаяние, и они решают уехать в Австралию или в другое более подходящее для них место.
В первую очередь следует обратить внимание на то, что Михаэль Ханеке решил структурно разделить данную картину на три части:
- 1987 год – В первой части режиссёр решает показать нам быт семьи Шоберов от начала дня и до его завершения. Как семья встаёт, завтракает и начинает заниматься своими повседневными делами: взрослые идут на работу, а дочь в школу. До работы Анна пишет письмо матери мужа, в котором расхваливает работу мужа и его последние достижения. После работы муж встречает жену на машине, и они едут в супермаркет за продуктами, а вечером принимают в гости брата жены. На ужине брат жены неожиданно начинает горько плакать, вероятно из-за недавней смерти матери или из-за чего-то другого личного, о чём никому не хочет рассказывать. Все члены семьи воспринимают слёзы брата, как нечто иноземное, неподвластное их восприятию мира и не проявляют никаких эмоций по отношению к его горю.
- 1988 год – Через год в семье Шоберов ничего не изменилось: будильник, письмо родителям мужа, а далее работа (школа) и путь обратно домой. Однако по дороге домой супруги видят последствия ужасной аварии, которая, вероятно, недавно произошла на трассе. Случившееся вскрывает страхи запрятанные где-то глубоко в подсознании у Анны, и она начинает плакать прямо в машине на автомойке. Муж замечает это, но не может понять и прочувствовать эмоций жены, поэтому он просто наблюдает за ней с абсолютно безразличным взглядом.
- 1989 год – Семья решает проведать родителей мужа, но режиссёр нам показывает лишь итог встречи, как Шоберы уезжают от родителей. Далее сам Георг уже лично пишет письмо матери, в котором сообщает, что он покидает свою должность, а Анна уходит с работы. Шоберы закрывают свои банковские счета, продают машину и покупают разнообразные строительные инструменты предназначенных скорее для разрушения объектов, чем для их ремонта. Семья проводит свой последний ужин в доме, а далее разрушает все предметы интерьера, рвёт одежду и сжигает деньги. Они решают взять с собой дочь и уехать в Австралию.
Таким образом, чтобы не обесценивать масштаб поступка главных героев, Ханеке решает выстроить повествование в виде простейшего протокола (хроники) повседневной жизни семьи Шоберов. Как говорит автор, данная форма очень сильно помогла ему углубиться в тему.
Если рассматривать картину «Седьмой континент» (1989), как "Кино о семье", частично абстрагируясь от метафорического содержания картины, то можно обратить внимание на:
- взаимоотношения в семье;
- их семейные ценности;
- их времяпровождение вне дома;
Взаимоотношения в семье.
Разобщённость. Первое что нам показывает режиссёр после вступления фильма – это различные части тела главных героев, тем самым показывая разобщённость в семье и в связи с этим и неполноценность каждого из главных героев.
Отсутствие диалогов. Далее фильм сопровождается молчанием, отсутствием диалога между героями фильма, и Ханеке берет это молчание за основную тональность для всей композиции. Отсутствие разговоров создаёт определенную атмосферу, в рамках которой главным героям просто нечего сказать, нечем дополнить окружающий их быт. Более того, это не создаёт какой-то дополнительный более глубокий внутренний мир героев, не делает их философски задумчивыми, главные герои лишь отражают пустоту окружающего их быта. Когда всё что окружает героев – это работа (школа)-дом-работа(школа), то и внутренний мир героев ничем не отличается от их скудной и убогой жизни – он такой же пустой и безнадёжный.
Отсутствие эмоций. Любое проявление эмоций парируется искренним непониманием и безжизненным выражением лица со стороны окружающих, что дополняет общую атмосферу проживания жизни в режиме зомби-робота.
Семейные ценности.
Семейные ценности героев строятся на стандартных капиталистических достижениях: ребенок должен хорошо учиться в школе, супруга поддерживать в доме уют, а муж – достигать новых карьерных высот. Поэтому Ханеке намеренно проводит параллель между главными героями и рыбками в аквариуме, который в конечном итоге будет разбит. Семья построенная исключительно на быте и отсутствии совместных увлечений сводит жизнь лишь к желанию от неё убежать.
Семейный досуг.
Времяпровождение героев вне дома заключается в походах в супермаркет, обслуживании машины в виде дозаправки бензина или приезда на автомойку и прочих бессмысленных для укрепления семейных отношений вещах. Другими словами, режиссёр проводит противопоставление между невозможностью удовлетворения семейных потребностей через механическое повторение одних и тех же действий. Хоть люди в фильме и ведут себя как роботы, но не существует таких же готовых решений в виде удовлетворения их эмоциональных потребностей. Нельзя дозаправить человека счастьем, как машину на заправке, или смыть с него все негативные эмоции, как пеной на автомойке.
Члены семьи.
Георг (муж)
В фильме точно не сказано, кем работает Георг, но можно предположить, что он работает кем-то вроде инженера по обслуживанию вычислительных машин. Вся его деятельность на работе сводится к проверки данных с машин и корректировке неправильных результатов. Он недавно получил повышение в виде того, что их предыдущий начальник ушёл на больничный, а оставшиеся работники попросили Георга возглавить их отдел, как самого опытного члена команды. Семейная жизнь Георга показана наравне с остальными членами его семьи – он такой же безэмоциональный робот, которого интересуют только карьерные успехи и вкусная еда. К сожалению, навыки с работы в поиске сбоев у вычислительных машин никак не помогают Георгу разобраться, где же дали сбой его семейные отношения.
Анна (жена)
Анна – жена Георга и его секретарь по удалённому общению с матерью. Хотя недавняя потеря своей собственной матери не вызывает у неё никаких эмоций, да и себя, как мать, она давно потеряла для дочери. В целом к ней не может быть никаких претензий как к жене и матери в классическом смысле этого слова – ребёнок накормлен и одет, в доме убрано, да и сама она работает на достаточно хорошей работе, связанной с проверкой и корректировкой зрения. Вот только этого оказывается недостаточно для поддержания семейной жизни – ребёнок растёт замкнутым, а муж и вовсе не обращает внимания на её эмоциональные проблемы.
Ева (дочь)
Ева растёт, как рыбка в аквариуме, совершенно не понимая, что происходит вокруг. В один момент ей даже хочется и вовсе ослепнуть, но через чур внимательная учительница не позволяет ей отвернуться от "красоты" реальной жизни. На допросе матери, почему она так поступила, Ева получает пощёчину без какой либо причины, а лишь за то, что она дочь, и мать может дать своей дочери пощёчину в воспитательных целях. Таким образом ребёнок растёт очень замкнутым и не знает с кем из двух роботов родителей ему можно поговорить. В итоге, решая ничего не говорить, она просто отправляется с ними в Австралию.
Итог.
Подытоживая, можно сказать, что фильм Ханеке произвёл фурор в своё время и был выбран в качестве австрийской заявки на кинопремию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.
Фильм и правда невероятно глубоко проникает в особенности повседневной семейной жизни самых простых людей, выставляя весь их быт, как чередующиеся последовательности одних и тех же действий, на поверхность. Вечное желание человека сбежать туда, где нас нет, – в лучшее и, казалось бы, недостижимое место, показывается режиссёром как бессмысленная попытка убежать от себя и своих проблем. Ну, а финал и вовсе расставляет всё по своим местам.
Читайте также:
Седьмой континент (1989). Кино о кино.
Седьмой континент (1989). Кино об обществе.
#кино #обзор #культура #психология #семья #михаэль ханеке