Найти тему
Первые впечатления

Тим Райс и Король Фредди

В этом скромном британце довольно трудно узнать лауреата «Оскара» и «Грэмми», автора рок-опер и потрясающих либретто. За свою карьеру Тим Райс написал множество успешных песен, которые по-прежнему звучат в голливудских фильмах и на театральной сцене. Кроме того, в разные годы он сотрудничал с Элтоном Джоном, Фредди Меркьюри и Полом Маккартни.

Тим Райс
Тим Райс

Когда-то родители прочили ему карьеру юриста, однако Тим связывал свою жизнь только с музыкой. Этому, в частности, способствовало раннее увлечение поэзией, и к двадцати годам у юноши скопилось достаточно стихотворных текстов. Оставалось лишь найти композитора, который смог бы превратить их в песни. Вскоре молодой поэт знакомится с Эндрю Ллойд Уэббером, с которым ставит мюзикл «Такие, как мы». Эта пьеса не была успешна, впрочем, как и несколько других, последовавших за ней следом. В 1970 году друзья идут на большой риск, взяв в качестве основы сюжета текст Библии. Эту рок-оперу они назовут «Иисус Христос — суперзвезда», а уже год она будет идти на Бродвее.

"Иисус Христос — суперзвезда" в постановке Центра искусств Арвада (США)
"Иисус Христос — суперзвезда" в постановке Центра искусств Арвада (США)

Вот как об этом рассказывал сам драматург: «Мы оба (с Ллойд Уэббером. – Прим. ред.) были фанатами рока и решили, что нужно писать то, что мы бы сами купили, если бы это сочинил кто-то ещё. Но договориться о театральной постановке мы не могли. Желающих не было. Поэтому мы были вынуждены записать альбом "Jesus Christ Superstar". Нам казалось, что это не лучший способ для запуска шоу, но получилось здорово. Оперный формат, очевидно, был одной из причин успеха. Если бы мы писали "Суперзвезду" для театра, когда какой-нибудь дальновидный продюсер сказал нам: да, это может стать хитом, я дам вам этот театр, мы бы взяли тогда обычный оркестр, и получилось бы вполне стандартно. Ну, продержался бы он месяц в каком-нибудь Плимуте, тем бы всё и кончилось. Но в процессе создания пластинки мы решили: давай пригласим рок-группу, которая поможет нам сделать успешный диск, где какая-нибудь вещь обязательно станет хитом» (интервью из документального фильма ВВС «История популярной музыки»).

От критиков не укрылся и возраст создателей мюзикла: на тот момент Тиму Райсу едва исполнилось 26, а Эндрю Ллойд Уэбберу – 21. Возможно, именно молодость сыграла свою роль в творческом бесстрашии композиторов, которые не побоялись перенести в театр сюжеты евангельских текстов.

Вскоре пути авторов разошлись: Тим приступил к работе над мюзиклом «Эвита», а Эндрю был поглощен сотрудничеством с Аланом Эйкбурном. Первый, кроме того, был увлечен зарождающимися отношениями с актрисой Элейн Пейдж, которая на несколько счастливых лет станет его главной музой.

Тим Райс и Эндрю Ллойд Уэббер
Тим Райс и Эндрю Ллойд Уэббер

В 1987 году драматург присоединяется к Майку Морану и Фредди Меркьюри, в соавторстве с которым пишет две песни - «The Fallen Priest» и «The Golden Boy», впоследствии включенные в альбом «Barcelona». «Я познакомился с Фредди, когда он уже стал большой звездой, - вспоминает Райс. – Конечно, я был впечатлен его музыкой, в том числе самого раннего периода. Мне особенно нравилась песня "Killer Queen", которая и сейчас звучит здорово. Поэтому я сразу же согласился написать несколько текстов для его будущего альбома с Монсеррат Кабалье, который стал известен под именем "Barcelona". Подобный проект с самого начала выглядел сверх меры: это не была типичная опера - скорее, красивая, пафосная мелодрама. Такую вещь, можете мне поверить, создать невероятно сложно. Чуть позже у нас с Элейн Пейдж появилась идея записать альбом новых версий песен Queen. Так мы вновь встретились с Фредди. Он был очень талантливым человеком: успешным певцом, шоуменом, невероятно ярким композитором. Искренность у него сочеталась с экстравагантностью, но это было так естественно, что вы мигом проникались к нему доверием. Обычно мы встречались в его лондонском доме, что было удобно для всех участников записи.

Фредди Меркьюри с Монсеррат Кабалье
Фредди Меркьюри с Монсеррат Кабалье

Это понимание личности Фредди пришло ко мне постепенно, но я всегда видел в нем что-то более широкое, нежели образ известного рок-исполнителя. Признаюсь, вначале я ожидал увидеть весьма экспрессивного певца, но встретил тихого и воспитанного мужчину. Тогда в это было очень сложно поверить. Фредди был умен и хорошо образован, знал многие классические произведения. Он был очень начитанным и много знал об искусстве и путешествиях. Впрочем, он никогда не старался показать свою интеллектуальную основу. В нем действительно было много сторон: композитор и музыкант, известная персона и общественный деятель. Тем не менее он дорожил своей личной жизнью, в которую не хотел пускать посторонних. В обычной жизни он был довольно неприхотлив, в отличие от того персонажа из недавнего голливудского фильма ("Bohemian Rhapsody". – Прим. пер.). Фредди был очень забавным человеком, который в других случаях писал невероятно грустные тексты. Он никогда не думал изменить мир с помощью песен, но сейчас мы понимаем, что для него это было неизбежно.

Фредди Меркьюри во многом опередил свое время, в том числе и во взгляде на классическую музыку и оперу. На мой взгляд, он мог вполне состояться как оперный певец. Весь вопрос был только во времени.

Сейчас, к сожалению, память о Queen и Фредди загрязняет бульварная пресса. Я уверен, что его так называемое "желание затмить других участников Queen" – полная чушь. Команда была всем для Фредди».

И в заключение нельзя не упомянуть о других успешных проектах Тима Райса: долгие годы он сотрудничал с компанией «The Walt Disney», для которой создал множество прекрасных песен: «A Whole New World» («Аладдин», 1992), «Can You Feel the Love Tonight», «Circle of Life» и «Hakuna Matata» («Король Лев», 1994).

С Элтоном Джоном на церемонии вручения "Оскар" (1995)
С Элтоном Джоном на церемонии вручения "Оскар" (1995)

В 2017 году драматург написал четыре новых песни для музыкального фильма «Красавица и Чудовище», главные роли в котором исполнили Эмма Уотсон и Дэн Стивенс.

За выдающиеся заслуги в области театрального искусства и музыки Тим Райс был удостоен звания рыцаря Британской империи, был возведен в Зал славы авторов песен, а в 2002 году был назван легендой Диснея.