Найти тему
Мурманский вестник

Как сохранить свои кровные от аферистов?

В последнее время особенно сильно активизировались телефонные мошенники. Что советуют в таких ситуациях следователи?

 Антонян Нина

Фото: Владислав Догадин
Фото: Владислав Догадин

Казалось бы, все мы уже вполне подкованы по части телефонного мошенничества. Ведь буквально отовсюду - по радио, телевидению, в СМИ, многочисленных объявлениях в транспорте, торговых центрах и так далее - нас предупреждают о необходимости быть бдительными. Разве что из каждого включенного утюга эти призывы не звучат. Но все же, когда звонит телефон, да еще и с московским номером, сердце почему-то екает.

- Здравствуйте! - прогремел у меня позавчера вальяжный мужской голос из телефона со столичным номером. - С Вами говорит майор Петренко, начальник Главного управления безопасности УВМД России.

- А почему Вы только майор? - робко удивилась я. - При такой-то должности...

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Однако сбить с толку собеседника не удалось. Досадливо крякнув, он продолжал гнуть свою линию:

- Не отвлекайтесь! Теряете время. Мы хотим обезопасить Вас от мошенников.

- Что, карточку мою заблокировали? - подсказала я ему давно опробованную схему отъема денег.

- Ну зачем Вы так сразу? - упрекнул меня начальственный голос. - Нет. Но Вам все равно грозит опасность. На Ваше имя как раз сейчас пытаются оформить кредит. Сейчас я продиктую, что именно надо сделать, чтобы предотвратить противоправные деяния.

Однако слушать, что именно надо сделать для того, чтобы мои денежки побыстрее перекочевали в чужие кошельки, я не стала. Просто невежливо отключила трубку. Но потом поинтересовалась, насколько сегодня развита новая схема мошенничества и поняла, что я не одна, кого столичный "майор" при высокой полицейской должности норовил спасти от своих же собратьев - специалистов по отъему денег у населения.

Вот только один пример, когда женщина получила кредит - 500 тысяч рублей - по заявке, которую на самом деле не отправляла и перевела его мошенникам, (те представились сотрудниками службы безопасности банка).

Ей тоже позвонили, якобы из банка, где у нее находился регулярный счет. И сообщили, что от ее имени только что была подана заявка на кредит в размере 500 тысяч рублей на доверенное лицо. Выяснив, что она никаких заявок не оставляла, женщину переключили на "сотрудницу службы безопасности" этого банка, а потом аж на "сотрудника следственного управления", который якобы подключился по второй линии к беседе, чтобы также уберечь средства клиентки банка. Лже-следователь предостерег, что это уже не первый случай в их городе, сейчас возбуждены уголовные дела, а потому женщина должна неукоснительно следовать указаниям "сотрудницы службы безопасности банка", и делать все, что та скажет.

Причем все время разговора женщину убеждали в том, что отключаться от разговора нельзя, поскольку именно сейчас идет внутренняя проверка банка.

Фото Ольги Алексеенко.
Фото Ольги Алексеенко.

Кончилось все это тем, что женщина взяла по оформленной мошенниками на ее имя заявке кредит в полмиллиона, а затем, как загипнотизированная, ездила по разным банкоматам и рассылала деньги небольшими суммами не на, как ей сказали, "страховые ячейки", но почему-то на номера частных телефонов. А потом, когда последние десятки тысяч уплыли на чужие счета и женщина спросила, что же ей делать дальше, мошенники посоветовали просто ехать домой и спать спокойно. После чего все телефоны "служб безопасности" заблокировались.

Зайдя в личный кабинет на сайте банка, пострадавшая от действий аферистов выяснила, что там была изменена ее личная почта, а ее профиль кто-то взломал. А затем зашел через почту в профиль на сайте банка и заменил контактные данные. Ну и оформил заявку на кредит, указав в качестве контактов новую почту или телефон, которые принадлежали ему. Уже после того, как все было оформлено, и женщина лично получила деньги на свою карту, вся ответственность перешла на неё.

Случай неприятный, но, к сожалению, далеко не единичный. Прокомментировать ситуацию и дать совет, как поступать, чтобы не лишиться своих кровных заработанных средств, корреспондент "МВ" попросил старшего помощника руководителя Следственного управления СК РФ по Мурманской области (по информационному взаимодействию с общественностью и СМИ) Алину Александрович.

Сотрудник ведомства отметила, что Следственное управление СК России по Мурманской области предупреждает граждан об участившихся в последнее время фактах телефонного мошенничества, связанного с использованием подмены абонентского номера.

Как правило, злоумышленник звонит гражданам с подменного телефонного номера, закрепленного за кредитной организацией, представляется ее сотрудником и сообщает, что на его имя мошенники пытаются оформить онлайн-кредит. Аферисты убеждают гражданина самостоятельно оформить онлайн-кредит на ту же сумму, мотивируя необходимость этих действий тем, что при наличии двух заявок на кредит банк примет решение об отказе в выдаче денежных средств.

После этого на мобильный телефон гражданина поступает звонок с подменного телефонного номера, закрепленного за тем или иным правоохранительным органом. Мошенник, представившийся сотрудником государственного ведомства, рекомендует следовать инструкциям звонивших ранее якобы представителей банка.

Фото: https://lawyer-expert.ru/wp-content/uploads/2017/06/34-1.jpg
Фото: https://lawyer-expert.ru/wp-content/uploads/2017/06/34-1.jpg

- Следственное управление призывает жителей Мурманской области быть бдительными и соблюдать правила безопасности, - подчеркнула Алина Александрович. -  Не совершайте никаких финансовых операций по инструкциям, полученным в ходе телефонных разговоров! Никому не сообщайте полные реквизиты банковских карт, PIN-код, CVC/CVV-коды и одноразовые пароли для подтверждения операций. И еще. Если вам звонят люди и представляются сотрудниками банка или правоохранительных органов, в том числе органов Следственного комитета, следует самостоятельно перезвонить по телефонным номерам данных учреждений, указанных на официальных сайтах, чтобы удостовериться в личности звонящего.

Как особо отметила Алина Сергеевна, сотрудники Следственного комитета никогда не звонят гражданам с целью убеждения в необходимости действовать в соответствии с инструкциями третьих лиц, представившихся работниками банковской сферы, равно как не подтверждают факты якобы совершающихся в настоящий момент финансовых операций по банковским счетам.

Ну, а напоследок только один совет, актуальный во все времена, а особенно сегодня, когда так развиты цифровые и информационные технологии: будьте бдительны! Особенно, когда дело касается денег, заработанных вами. Они сегодня так нелегко достаются.