Найти тему
Science & Future

8 взрывов прототипов на пути создания самой большой ракеты в мире, которая изменит космонавтику

Оглавление
Starship by Reese Wilson.
Starship by Reese Wilson.

Разработка космических аппаратов — крайне сложный процесс, большинство этапов которого, как правило, скрыты от глаз обывателей. Особенно, когда речь о каких-либо принципиально новых аппаратах. SpaceX же решила пойти совершенно иным путём, предоставив всем желающим возможность наблюдать за процессом создания нового изделия, призванного изменить космонавтику.

Каждая модификация прототипа Starship выполняла определённую функцию, внося свой вклад в развитие всей системы. Предлагаю попробовать понять, что в SpaceX выносили из каждого взрыва.

SN1

-2

Первый прототип разлетелся на куски во время испытания давлением бака с жидким азотом 29 февраля 2020 года. В ответ на вопрос, что случилось, он ответил так: «У основания прототипа есть изделие, напоминающее шайбу, которая принимает на себя осевую нагрузку двигателя. Не надо было двигать её.».

Это, конечно, сарказм. Речь о том, что это «изделие» сорвало, выбило бак, ну а дальше произошло то, что на видео выше. Тем не менее, Маск был спокоен, отреагировав на происшествие сообщением в twitter: «Всё в порядке, с этим мы разберёмся».

SN3

Credit: SPadre.com.
Credit: SPadre.com.

3 апреля 2020 года Тест с SN2 прошёл штатно, а вот клапаны SN3 дали сбой во время криогенного теста. Недостаточное давление в кислородном баке для поддержания стабильности конструкции при большом давлении в метановом баке послужило причиной взрыва. Само собой, в прототипе были резервные клапаны управления давлением в баках, но система была ещё «не обкатана». Для того тесты и проводятся

SN4

-4

SN4 отлично проходил все испытания, но от взрыва его это не спасло. Уже после пяти огневых испытаний, 29 мая 2020 года SN4 взорвался во время очередного статического огневого теста двигателя Raptor. Сорвало клапан заправочного оборудования, из-за чего кислород начал скапливаться на площадке. Команда поспешила сбросить давления в баках, но кислород сдетонировал. Таким образом, SN4, как и SN3, взорвался из-за проблем с реализацией тестов, а не с самим прототипом.

SN7

-5

Следующим взорвался именно этот прототип, но его до этого специально довели в рамках очередного теста на давление 23 июня 2020 года. Бак прототипа тестировали на разрыв для проверки максимального давления, которое он способен выдержать. Собственно, взрывом это сложно назвать, но выглядело красиво.

SN8

Это первый полноразмерный прототип, совершивший «прыжок» 10 декабря 2020 года на 12,5 километров на трёх двигателях Raptor. Разбился он при посадке, выявив проблему с давлением в посадочном баке, из-за чего была слишком высокая скорость при посадке. Тем не менее, апогей был достигнут, манёвр выполнен, а взрыв произошёл точно в заданном месте. В итоге, Маск написал: «Мы получили все необходимые данные! Поздравляю команду SpaceX, мы сделали это, чёрт возьми!», добавив «Марс, мы идём !!».

SN9

Уже 2 февраля 2021 года SN9 проходит практически тот же путь, взлетая ещё выше, но также не сумев осуществить мягкую посадку из-за того, что один из двигателей не включился повторно. Во время этого теста был испытан активный аэродинамический контроль, осуществляемый за счёт независимого движения двух передних и двух кормовых «крыльев».

SN10

-6

6 марта 2021 года этот прототип после реализации «прыжка» впервые смог осуществить почти мягкую посадку. Снова помешала низкая тяга при посадке из-за проблемы в баке топливного коллектора. Жёсткая посадка раздавила опоры посадочной системы вместе с частью юбки двигателя. Полученные в результате повреждения привели к взрыву через несколько минут.

SN11

Это, пожалуй, самая странная гибель прототипа. Пуск производился в условиях сильнейшего тумана, а прототип взорвался до касания посадочной площадки из-за проблем во время повторного запуска двигателей. Собственно, смотреть даже нечего — видно лишь вспышку в тумане. После SN11 SpaceX взяла паузу для доработки следующей модификации прототипов.

SN15

-7

Доработка прошла успешно. 5 мая 2021 года прототип SN15, в котором были учтены все ранее выявленные проблемы, от конструкции и авионики до программного обеспечения, совершил первую по-настоящему мягкую посадку.

А уже в августе 2021 года, всего через полтора года после взрыва первого прототипа, SpaceX продемонстрировала всему миру полноразмерный прототип самой большой полностью многоразовой ракеты-носителя, установив SN20 на первой ступени.

1. Как Starship Илона Маска может совершить революцию в космонавтике и лишить Брэнсона и Безоса клиентов?

Подписывайтесь на S&F, канал в Telegram и чат для дискуссий на научные темы.