«Для жителей сельской местности в порядке вещей отгораживаться от прохожих и соседей глухими стенами», — объяснил мне гид-узбек Алишер. Знакомые азиаты рассказывали, что у них есть дома без окон со стороны улицы, но я не верила, а когда сама увидела, заинтересовалась причинами.
Во время путешествия по Узбекистану я сразу же предупредила гида, который, кстати, был из местных, что хочу увидеть дома в кишлаках, или деревнях по-нашему. Он отвез меня в небольшой поселок, где я поразилась внешнему виду улиц: дорога, а с обеих сторон — глухие стены. Изредка попадались крохотные окна почти под самым потолком первого этажа. Алишер объяснил, что это наверняка баня, поскольку глухие стены чаще всего представляют собой не забор, а заднюю сторону дома.
Выяснилось, что жители небольших поселков в Узбекистане придерживаются старых традиций. Семьи здесь большие, у каждой обычно есть огромный участок. И вот по его периметру строят дом со множеством дверей и окон, но фасад его выходит во двор, а не на улицу. Постройка с виду цельная, но внутри состоит из нескольких блоков, как бы отдельных квартир, и в каждой живут дети или внуки со своими семьями.
Алишер рассказал, что традиция строить именно такие дома пошла издавна. Тогда улицы даже во многих крупных азиатских городах, например Хиве, были очень узкими. Если бы окна противостоящих зданий выходили наружу, из одного можно было бы спокойно заглянуть в другой. Однако азиаты ревностно оберегают личную жизнь. То, что происходит внутри семьи, никогда не делают достоянием общества. Этим и объясняется отсутствие окон, выходящих на улицу.
Впоследствии нашлось еще несколько положительных моментов. К примеру, в кишлаках далеко не все дороги заасфальтированы, поэтому малейшее дуновение ветра поднимает тучу пыли. Глухие стены препятствуют ее проникновению внутрь комнат, да и стекла не приходится часто мыть. Внутренние дворы женщины Азии ежедневно убирают утром и вечером, а в сухую жаркую погоду еще и обильно поливают. По центру участка разбивают сады и огороды, поэтому пыли со двора гораздо меньше, чем с улицы.
Еще одна причина — безопасность. Вот где я по-настоящему осознала смысл выражения «Мой дом — моя крепость». Проникнуть внутрь можно только через главные ворота, которые в Азии делают очень прочными, обычно из крепких пород деревьев или металлического сплава. Злоумышленникам придется сильно постараться, чтобы «взять» такой бастион.
По словам Алишера, есть еще несколько версий возникновения традиции не делать наружных окон. Одна их них ссылается на древний обычай азиатов (как и кавказцев) красть невесту. Отсутствие окон со стороны улицы — гарант защиты от непрошеных гостей.
Другая версия обосновывается исламом. В древности посторонние люди не должны были видеть лица женщин. На улицах скрыть их помогала паранджа, тогда как по дому при муже или на женской половине разрешалось ходить без нее. Однако через наружные окна женщину мог увидеть чужой мужчина, поэтому их и не ставили.
После кишлака мы отправились в большой город. Кстати, здесь большинство узбеков построили дома на западный манер, но все же остались верны собственным традициям. Обратила внимание, что выходящие наружу окна закрыты несколькими слоями марли или бязью, которая надежно защищает от пыли и посторонних взглядов.
Что вы думаете о домах с глухими наружными стенами, хотели бы или нет жить в подобной крепости и почему? Пожалуйста, поделитесь своим мнением в комментариях.