Моя приятельница собирала багаж для поездки в Узбекистан. Я посоветовала ей прихватить пару платьев, туник и леггинсов. «Узбекистан — страна светская. Это в Таджикистане всех заставляют носить национальную одежду, а узбечки давно одеваются в шорты, короткие юбки и декольте. А шаровары — только для бабушек. К тому же, я не местная, ношу, что хочу», — горячо возразила подруга.
В Узбекистане туристы действительно вольны одеваться так, как хочется, без опасения платить штраф за неподобающий вид. Однако стоит заранее приготовиться к косым взглядам местных жителей. Ведь утверждение, что девушки там уже давно ходят в короткой одежде в облипку, — миф.
По собственному опыту могу сказать, что такой стиль можно увидеть только в Ташкенте. За пределами столицы и в сельской местности предпочтение отдается пестрым, узорчатым платьям, к которым полагаются если не традиционные шаровары-иштон, то укороченные штаны или леггинсы.
Для современных узбечек шаровары — неизменный элемент гардероба. Хотя бы одна пара есть обязательно, и не без причин. С древних времен для женщин-мусульманок считалось неприличным и даже греховным обнажать ноги. Длинные платья не спасали: подол мог задраться при ходьбе или от ветра.
Решением стали женские штаны-иштон, которые не снимали, даже ложась спать. Поэтому их еще называли лозим — необходимое. В одних регионах девочки получали первые шаровары по достижению пятилетнего возраста, а в других — уже в первые месяцы жизни.
Их шили очень свободными сверху, отворачивая край наружу и подвертывая широким рубцом для завязок. От колена штанины сужались так, чтобы можно было без проблем продеть ногу. Молодые женщины носили иштон из пестрых тканей, пожилые — из более спокойных расцветок.
По длине шаровары полностью закрывали щиколотку, подъем и пятку. Низ штанин украшала тесьма с кисточками. Для девочек и девушек подбирали тесьму ярких расцветок с тканным узором, для женщин старше 35 лет — черную, с вышивкой цветным шелком.
Благосостояние семьи отражалось в подборе тканей для лозим. Богатые отдавали предпочтение шелку, полушелку, кумачу, адрасу, яркому ситцу. Малообеспеченные — кустарной хлопчатобумажной материи. Модницы шли на хитрость: для верхней части брали дешевую материю, а для нижней, которая видна из-под верхней одежды, более дорогую и нарядную.
Шаровары старинного покроя носят и сейчас. Старшее поколение — в неизменном виде, а молодежь изменила длину, укротив штанины чуть ниже колен.
А вот нательная рубаха, которую надевали под халат, почти исчезла из обихода. Ее в основном носят только пожилые женщины.
Я думаю, что в Узбекистане национальные женские костюмы, пусть даже с некоторыми изменениями, остаются в тренде не только по религиозным причинам. Наряд узбечки с давних времен указывает на возраст, семейный статус, происхождение, благосостояние, важные жизненные события.
Например, платья-рубахи (кайнак) с горизонтальным воротом носили незамужние узбечки, с вертикальным — замужние. Часто подол нарядов для девочек и молодых женщин не подшивали. Считалось, что, если его подшить, женщина больше не сможет зачать и родить. Из страха перед сглазом часть швов на одежде делали наружу, чтобы отразить проклятье.
По расцветке рубахи можно было узнать социальное сословие. В согдийском регионе голубой и фиолетовый были прерогативой девушке из аристократических зажиточных семей, а зеленый надевали крестьянки. В сурхандарьинском на высокий статус указывали красные оттенки.
Темно-синие, лиловые и черные ткани — символ горя у всех узбеков. Из материи этих цветов шили траурные одежды и никогда не использовали в обычных случаях, чтобы не привлечь беду. А вот белый — цвет радости. По традиции наряды невест изготавливали исключительно из белых тканей.
Пишите в комментариях, о чем хотите узнать из следующей статьи: например, о том, что рассказывают узоры на тюбетейке, зачем в старину дамы в Самарканде надевали по три платья одновременно и как украшали себя модницы.