Найти тему

ДЕВЯТЬ ЛОВУШЕК для писателя, когда он создает "безвыходную" ситуацию для героя, ч. 2

Безвыходная ситуация в тексте может быть только мнимой. То есть она должна казаться безнадежной читателю, самому герою или персонажу, но не писателю. Ему нужно придумать такую ситуацию, сделать ее достоверной, чтобы все поверили в безвыходность, а затем придумать способ, при помощи которого герой благополучно (или не очень) из нее выпутается.

О способах поговорим далее, а пока расскажу, какие ловушки поджидают автора и его героя в мнимой безвыходной ситуации.

ЛОВУШКА № 1: «Запрет на мнимую безвыходную ситуацию»
«Безвыходная» ситуация перед обретением героем счастья всегда интересна читателю. Однако автор, чтобы привести своего героя к такому финалу, просто не загоняет его в подобного рода ситуации. Сюжет тянется плавно, без эмоциональной встряски, без неожиданных поворотов и т.д. Автор попросту сливает сюжет – без крайностей в приключениях он получится скучным.

ЛОВУШКА № 2: «Супергерой»
Ситуация есть, а герой, его действия недостоверны. К примеру, писатель создает мэрисьюшного героя, который все знает, все умеет, обладает сверхспособностями любого рода. В результате герой щелкает проблемы как орешки, а читатель хихикает.

ЛОВУШКА № 3: «Ситуация без подготовки»
Автор понимает, что хорошо бы создать ситуацию «шах и мат», создает, но не подготавливает. А план дальнейшего уже есть. В результате он сам не знает, как выпутать героя, а сцены уже написаны, их жалко вычеркивать, потому автор меняет развязку, обманывая читателя. Ведь развязка тоже готовится. Обманутые ожидания читатель не прощает.

ЛОВУШКА № 4: «Легкий способ»
Автор придумывает интересную безвыходную ситуацию, но выход из нее получается слишком легким, роялистым, шаблонным, чем расстраивает читателя. Сложность в том, что в случае мнимой безвыходной ситуации читатель знает, что герой обязательно найдет способ, победит. Готовому к хорошей концовке читателю не очень интересна сама по себе ситуация, а интересен именно выход из нее.

ЛОВУШКА № 5: «Неправильно подвешенные «ружья»
Когда готовишь предпосылки для спасения героя («ружья»), нужно – одновременно – сделать их образными, чтобы читатель их вспомнил в нужный момент, но и нужно прятать, не выпячивать. Отвлечь внимание читателя, чтобы он не просчитал всё. И тут нельзя «не дожать». А то ведь часто автор утверждает, что он все подготовил, мол, было это в тексте, но читатель не заметил. По Чехову: ружье должно где-то висеть и быть увиденным прежде, чем оно выстрелит.

Например, у героини есть ножик, который она носит привязанным к ноге, поправляет время от времени. Для читателя эта деталь остается периферийной. В толще юбок никто не находит этот ножик, когда героиню арестовывают. Но именно он позволяет ей освободиться, а читатель кивает: точно же, у нее же был этот ножик! А вот если героиня найдет ножик, оставленный под нарами предыдущим постояльцем камеры – это уже будет «рояль в кустах».

ЛОВУШКА № 6: «Случайный выход»
Автор создает интересную ситуацию, но она развивается и решается без участия героя. Это возможно, но будет ли заинтригован читатель?

Например, героя бросают в водоем с крокодилами. Во время «полета» он теряет сознание. Автор живописует ужасы: крокодилы кишат, клацают зубами, задевают бесчувственное тело. Чудом героя выносит на берег и даже со всеми конечностями. Вполне себе это везение может быть достоверным, однако читателю важен именно герой – его эмоции, действия, риски, выбор.

ЛОВУШКА № 7: «Способ – стереотип»
Увы, увы, очень распространенная. Все, казалось бы, хорошо: ситуация интересная, герой отважно действует, выход кажется оригинальным, но… Читатель восклицает: "О, это было в «Я – легенда», а это я читал у Лукьяненко, или – точно так же поступил герой у Мартина в аналогичной ситуации!"
Это значит, что автор вольно или невольно заимствовал идею выхода или самой ситуации из прочитанных книг, кино.

На самом деле, способы частенько повторяются, а некоторые вообще становятся шаблонными, стереотипными. Например: побег из тюрьмы – подкоп, освобождение от пут – спрятанный ножик, в наличии бдительный страж – соблазнить его и шандарахнуть чем-то по голове и т.д.

Нет ничего страшного в использовании стереотипной идеи – важно сделать ее необычной, добавить что-то свое.

ЛОВУШКА № 8: «Нанизывание ситуаций»
Зная, что безвыходная ситуация всегда интересна читателю, писатель «нанизывает» их, дает одну за другой, загоняя героя (и читателя!) до изнеможения. «Беда не приходит одна» – верно, но и «после черной полосы будет белая» – тоже верно.
Такая цепочка хороша в юморе, в древнем анекдоте про санитаров, которые тащили на носилках беспомощного мужика, сломавшего ногу, в больницу. Все время роняли его по дороге, прибавляя новых переломов. А потом лечить – да! Только это уже никому не интересно.

ЛОВУШКА № 9: «Одинаковый способ»
Писатель придумал интересные «безвыходные» ситуации для героя, а вот способ выхода из них один и тот же. Как так, скажете вы. Очень просто. Например, герою всегда кто-то (или что-то) приходит на помощь. Или в фэнтези герой-маг всегда выпутывается при помощи магии.

Между тем способов – море. На какие виды они делятся, по каким основаниям – об этом я расскажу в следующий раз.

©
Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
Статья на сайте
литература писательство писательское мастерство как написать книгу