Найти тему

5 простых советов Цицерона, как говорить красиво и убедительно.

Оглавление
«Величайшее из достоинств оратора — не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно.»
Марк Туллий Цицерон.

Будучи великим римским политиком и оратором, который проделал путь с самых низов до управления империей, Цицерон оказал значительное влияние на судьбы многих людей. За всю свою жизнь он произнёс множество судебных и общественных речей, которые посулили ему влиятельность и успех. К счастью, Цицерон оставил после себя великое литературное наследие в виде множества книг, мудрость из которых мы можем черпать до сих пор.

Одной из центральных тем в произведениях Цицерона является искусство красноречия, мощь и искусство которого, по его мнению, «в том должны проявляться чтобы или успокаивать, или возбуждать души слушателей…». В этой области он далеко не любитель: огромный опыт, хорошее образование и богатая политическая жизнь делают Цицерона одним из авторитетнейших людей на поприще риторики.

Время чтения - меньше пяти минут.
Годы жизни: 3 января 106 – 7 декабря 43 гг. до н.э..  Его современником был древнеримский поэт Гораций и сам Гай Юлий Цезарь.
Годы жизни: 3 января 106 – 7 декабря 43 гг. до н.э.. Его современником был древнеримский поэт Гораций и сам Гай Юлий Цезарь.

В своих книгах он даёт советы о том, как стать красноречивее:

1. Знай.

«Речь должна расцветать и разворачиваться только на основе полного знания предмета.»

Чем меньше вы знаете, тем больше вы уязвимы. Вас могут застать врасплох конкретным вопросом на проверку знаний, ответ на который вы дать не сможете ввиду своей неосведомлённости, или вы сами не сможете задавать такие вопросы, чтобы проделать брешь в позиции оппонента.

Для оратора прослыть невеждой или пустословом, по-факту безоружному на том поприще, на котором он выступает – это тяжелейшая рана, зализывать которую потерпевшему придётся годами. Как говорил сам Цицерон: «Не знать дела и владеть лишь словами – признак человека невежественного.»

Также оратор должен понимать три вещи: что сказать, где сказать и как сказать. Это тоже относится к области знания, ведь в разном месте разной публике потребны подчас совершенно иные, по-разному произнесённые слова.

-2

2. Пиши.

«А ещё того важней другое упражнение… Это как можно больше писать. Перо – лучший и превосходнейший творец и наставник красноречия...»

Многими исследованиями доказано, что письмо от руки положительно влияет на умственную деятельность: снижает риск деменции, улучшает память и позволяет чувствовать себя лучше.

Письмо крайне эффективно помогает в искусстве излагать свои мысли и структурирует мышление. Риторика – это в том числе изложение, поэтому на пересечении одно способствует другому: риторика – письму, и письмо – риторике.

Многие великие люди писали от руки как для досуга, так и для упражнения. Гёте за всю свою жизнь написал более полутора тысяч произведений, среди которых стихотворения, поэмы, романы и автобиографии. Сделал ли Гёте великим свое письмо, или это его письмо сделало его великим? Ответ каждый даст сам для себя.

Бенджамин Франклин с 12 лет начал работать в типографии. Печатное дело было для него основным до политической деятельности. Также, он часто переписывал газетные статьи от руки, и тогда ему приходили собственные идеи для печати. В своей автобиографии Франклин не раз упоминает о том, какую большую роль сыграли письмо и чтение в его жизни.

-3

3. Обходись без пошлостей.

«Недопустимо привлекать для сравнения предметы безобразные и этим обращать на них внимание слушателей.»

Механизм отвращение заложен в нас генетически: подсознательно, мы сторонимся испортившихся продуктов, зловония и мерзости. Это способствовало нашему выживанию на протяжении многих лет и предотвращало многие болезни.

Упоминать нечто пошлое и противное в своей речи – значит привязывать свои слова и мысли к этому нелицеприятному объекту. Когда на плечах вашего красноречия лежит ответственность за успех общего дела или чужую судьбу, лучше скучно убедить, чем весело проиграть.

Оратор играет струнами души, которые тесно связаны с человеческой природой. Умелый ритор умеет воспользоваться ею аккуратно: ведь природа может послужить как на пользу, так и во вред.

-4

4. Используй ритм и порядок.

«В непрерывности нет никакого ритма: ритм создаётся лишь четкими промежутками между ударениями… Мы замечаем ритм в падении капель.»

Речь должна представлять собой совокупность законченных периодов и логических частей. Стройность речи – это её красота и осанка, на которую булавкой аккуратно прикрепляются мысль и убедительность.

Цицерон упоминает об одной очень важной детали в речи, на которую мы мало обращаем внимание: на рифму, которая по случаю стала стихотворной. Здесь он выделяет два случая.

В первом случае, если это цитата из произведения или крылатое выражение, то тогда речь не теряет порядка, но такой приём всё ещё требует уместности и осторожности.

Во втором случае, когда рифма сложилась сама собой, мы сталкиваемся с проблемой: в прозу резко вторгается поэзия, а это неуместно и потешно, сбивает ритм и смущает как слушателя, так и говорящего.

Также Цицерон придаёт большое значение ёмкости речи. Оратору нужно говорить не столько, сколько он сможет, а столько, сколько будет достаточно, чтобы убедить. Цицерон хорошо подметил: «Неискусный муж беспорядочно распространяется, насколько хватит сил, и ограничивает свои словоизлияния лишь запасом дыхания, а не художественными соображениями.»

-5

5. Исполняй.

«Исполнение – единственный владыка слова.»

То, что речь в себе содержит – ещё далеко не всё. Важно ещё, как её исполнил, то есть произнёс словом и отобразил телом, автор. Цицерон предостерегает от излишнего актёрства и притворства. Слушатели пришли не в театр, а оратор – не шут; притворство и наигранность вызовут недоверие со стороны публики, но искренность, наоборот, пробудит внимание и разум слушателя.

Вместо этого Цицерон обращает внимание на следующее: «Движущая сила исполнения – душа, а образ души – лицо, а выразители её – глаза.» Не нужно выпячивать глаза, не нужно бегать ими из угла в угол или играть в гляделки с присутствующими: достаточно просто позволить им быть живыми. Как упоминалось в одном из диалогов Цицерона: «Недаром о каком-то актёре, смотревшем при исполнении в одну точку, Феофраст говорил, что он играет задом к зрителям.»

В заключение приведу очень важные слова Марка Туллия Цицерона: «Ибо красноречие есть одно из высших проявлений нравственной силы человека. Но чем значительнее эта сила, тем обязательнее должны мы соединить её с честностью и высокой мудростью; а если мы дали обильные средства выражения людям, лишенным этих достоинств, то не ораторами мы бы их сделали, а безумцам бы дали оружие…»

1. Знай: «Речь должна расцветать и разворачиваться только на основе полного знания предмета.»
2. Пиши: «А ещё того важней другое упражнение… Это как можно больше писать. Перо – лучший и превосходнейший творец и наставник красноречия...»
3. Обходись без пошлостей: «Недопустимо привлекать для сравнения предметы безобразные и этим обращать на них внимание слушателей.»
4. Используй ритм и порядок.«В непрерывности нет никакого ритма: ритм создаётся лишь четкими промежутками между ударениями… Мы замечаем ритм в падении капель.»
5. Исполняй: «Исполнение – единственный владыка слова.»

#красноречие #саморазвитие #риторика #общество #психология

Читай далее:
Почему в жизни так важен порядок? Записки Мастера.
Почему мудрость не сделает тебя мудрее. Секрет Германа Гессе.
Душа времени, или как управлять своей жизнью. Записки Мастера.