Найти тему

Каким будет Китай после ещё 20-и лет диктатуры Си Цзиньпина?

Западные люди часто рассматривают китайскую политику, начиная лишь с 1949 года. Они игнорируют остальные 5000 лет истории Китая, как будто это была другая страна... Каковы уроки китайской истории в отношении политики?

Оказывается, социализм вовсе не является чуждой идеей для древнего Китая. Государственная монополия и управляемый государством капитализм всегда присутствовали в китайской истории.

Премьер-министр Ван Анши служил династии Сун с 1069 по 1076 год нашей эры. Одна из его многочисленных цитат переводится следующим образом.

Мобилизуйте объединённые [производительные] силы и ресурсы всей Поднебесной, чтобы произвести богатство для нации. Используйте богатство нации для обеспечения потребностей людей.

Звучит как «захватите средства производства» и «перераспределите богатства», не так ли? Он выступал за расширение денежного обращения, выступал за социальное обеспечение, разрушил частные монополии, расширил государственную службу и так далее.

К сожалению, экономика династии Сун не была готова к таким реформам, они слишком опережали своё время. В результате его политические реформы увенчались некоторым успехом, но получили массированный отпор со стороны конфуцианцев. В конечном итоге после смерти императора Шэнь-цзуна его фракция потеряла поддержку, а конфуцианские консерваторы взяли на себя руководство страной. В течение следующих 900 лет Китаем правили консервативные конфуцианцы.

Так что, пока Европа была занята началом крестовых походов, Китай был занят экспериментами с социализмом с китайскими особенностями...

Ван Анши был «законником» или легистом. Его главными соперниками были конфуцианцы. Со времён древнего Китая и по сей день Китай всегда был либо конфуцианским, либо легистским, либо и тем и другим одновременно.

Конфуцианец считает, что люди по своей природе хороши. В то время как «законники» считают, что людям нужен закон для обеспечения социального порядка. Оба утверждения отчасти верны, поэтому китайские династии всегда и используют оба подхода.

То же самое относится и к Китайской Народной Республике. Чем больше вы на это смотрите, тем больше нынешняя КНР напоминает любую из династий в китайской истории. Коммунистическое крестьянское восстание не слишком отличается от многих крестьянских восстаний в истории Китая. Структура современного китайского правительства представляет собой централизованную профессиональную бюрократию. Это не слишком отличается от имперской бюрократии династического Китая.

Назначения китайских чиновников производятся на основе результатов работы, экзаменов на государственную службу и личных заслуг. Всё это в основном остаётся неизменным на протяжении более 1000 лет. Китайские чиновники не являются политиками, а местные чиновники назначаются центральным правительством. Они не играют в партийную политику, и их «политика» основывается просто на том, что реально работает. Поэтому правильнее называть их администраторами в своей юрисдикции. Эта система в основном не менялась с 221 года до н. э., когда существовала династия Цинь.

Нынешняя заявленная национальная политика Китая заключается в том, чтобы поддержать общество Сяокан (благополучное, зажиточное). Следующим шагом будет достижение социалистической системы к 2049 году, аналогичной обществу Датун (великая гармония). Оба они являются конфуцианскими идеалами того, каким должно быть хорошее общество.

Ещё одна важная черта национальной политики — управлять страной в соответствии с законом, что в основном является современной версией легизма. Так что если вы действительно изучите Китай, то увидите, что Китайская Народная Республика является прямым продолжением древнего Китая. Она просто находится под новым управлением и наполнена современными идеями.

Чтобы ответить на вопрос в заголовке напрямую — Си Цзиньпин просто улучшит и консолидирует мандат КПК. Си Цзиньпин ненавидит стиль «невмешательства», наполненный междоусобицами и внутрипартийными сферами влияния. И одна из самых важных вещей, которые наследует Си Цзиньпин — это всеобъемлющий процесс продвижения чиновников по службе, основанный на их заслугах, для всех должностей.

По материалам публикации (англ.). Автор, Zhao Dashuai, с его слов, «живёт в Китае с 1921 по настоящее время».