Всевозможные электронные сервисы стали преимуществом жизни современного человека: мы заказываем продукты и товары с доставкой на дом, записываемся к врачу в режиме онлайн, заказываем справки на Госуслугах, открываем счета в банках и оплачиваем счета за услуги ЖКХ через мобильные приложения. Всё это помогает нам экономить время, чтобы потратить его на своих близких и собственные увлечения.
В 2020 году возможность получать услуги дистанционно стала фактором безопасности для большинства людей, которые из-за пандемии были вынуждены соблюдать самоизоляцию. Ограничения неизбежно ускорили процесс внедрения цифровых технологий даже в таких юридически сложных сферах, как покупка недвижимости.
Борис Замский, заместитель генерального директора по продажам, стратегии и развитию бизнеса, член совета директоров ООО «Столица Нижний», директор ООО «Столица Нижний Риэлти»:
«Технологические средства, позволяющие автоматизировать тот или иной процесс взаимодействия с клиентами, сделать его удаленным, например, дистанционный выбор ипотечной программы, бронирование квартиры, электронная регистрация сделки, электронное заключение договора, электронная оплата — все эти инструменты существовали, но не было больших стимулов ни у потребителей, ни у девелоперов активно внедрять их в работу. А когда в марте прошлого года все остановилось, существование этих IT-инструментов и спасло рынок в те два-три месяца, когда все сидели на карантине. Была уже основа, которая позволяла совершать сделки удаленно, все сосредоточились на том, чтобы довести это до внедрения в повседневную практику. В результате все ведущие девелоперы, лидеры рынка в разных регионах выходили с карантина с тем или иным образом отстроенным процессом удаленной продажи квартир совместно с банками партнерами».
Электронная регистрация сделки
Особенность сделок с недвижимостью, например, покупки или получения квартиры в дар, — в том, что их нужно обязательно регистрировать в Росреестре. Раньше для этого всем участникам сделки нужно было лично обращаться или в сам Росреестр, или в МФЦ. Сегодня это не обязательно: договор купли-продажи можно зарегистрировать дистанционно, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП), получить которую можно через банк или специальный удостоверяющий центр.
Как правило, застройщики сотрудничают с партнерскими организациями, которые за дополнительную плату берут на себя процесс электронной регистрации сделки, освобождая клиента от необходимости лично посещать Росреестр или МФЦ. В этом случае документы отправляются в ведомство в электронном виде.
Порядок дистанционной покупки квартиры
Сейчас при условии полной оплаты собственными средствами купить квартиру в новостройке можно полностью удаленно, не выходя из дома. Это особенно удобно, когда покупаешь квартиру в другом городе. Если квартира приобретается в ипотеку, то полностью дистанционно ее купить не получится, так как для оформления кредита клиент должен хотя бы один раз лично прийти в банк для заключения ипотечного договора.
Стандартные шаги при покупке квартиры:
- Выбрать квартиру на сайте застройщика;
- Открыть счет эскроу в банке, если квартира приобретается по договору долевого участия;
- Подготовить средства на оплату стоимости квартиры или получить одобрение банка на ипотечный кредит;
- Заключить с застройщиком договор купли-продажи квартиры или договор долевого участия;
- Подать заявление о государственной регистрации;
- Получить документы с отметкой о государственной регистрации на электронную почту (только после этого сделка считается действительной).
Все эти шаги можно пройти в дистанционном формате.
Примеры сервисов и стоимость услуги
Так, клиенты нижегородского девелопера «Столица Нижний» могут воспользоваться сервисом электронной регистрации «ДомКлик» от Сбербанка, а также сервисами «Супер-сделка» от жилищной системы ВТБ или «Smart Deal».
В пакет услуг по электронной регистрации сделки от «ДомКлик» входят оплата госпошлины за регистрацию прав, выпуск усиленной квалифицированной электронной подписи для участников сделки, отправка документов в электронном виде в Росреестр и взаимодействие с ведомством.
По состоянию на август 2021 года стоимость услуги электронной регистрации сделки через Сбербанк для клиентов «Столицы Нижний» стоит 7500 рублей, через сервисы «Супер-сделка» и «Smart Deal» — 3500 рублей (без госпошлины).
Важно знать
С 1 августа 2021 получить усиленную квалифицированную электронную подпись можно через мобильное приложение на смартфоне клиента.