Найти тему
Суслик-следопыт

А если бы дверь не открыли? Одна из самых дерзких краж в истории искусства

Это одна из моих любимых историй. Кража из музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне неизменно входит в рейтинги самых крупных, самых знаменитых, самых загадочных краж произведений искусства. О ней уже много писали, но не рассказать о ней на канале, посвященном неразгаданным тайнам, было бы упущением. С нее и начнем.

Поражает в ней то, насколько легко и просто преступникам удалось провернуть дело - и притом остаться безнаказанными! Никаких хитрых многоходовок или суперспособностей, как у сербского вора-спайдермена Вьерана Томича. Хотя о чем это я, даже его поймали и посадили! (Правда, картины, которые он украл, тоже не нашли, но это спойлер и совсем другая история...)

Музей Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне, штат Массачусетс
Музей Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне, штат Массачусетс

Итак. Бостон, ночь на 18 марта 1990 г. Около 1.30 двое мужчин в полицейской форме подошли к служебному входу в музей Гарднер и позвонили в дверь. У охранников была строжайшая инструкция - никому ни под каким предлогом дверь не открывать! Однако по непонятным причинам один из них (второй совершал обход) решил впустить сотрудников правопорядка: они показались ему очень убедительными. Перебросившись с охранником (студентом музыкального колледжа на подработке) парой фраз, воры быстро надели на него наручники. Точно так же поступили и со вторым, когда тот вернулся. "Это не арест, - честно сказал один из воров. - Это ограбление. Ведите себя тихо, и мы вам ничего не сделаем". Грабители отвели охранников в подвал, заклеили им рты, глаза и уши скотчем, а потом не спеша прогулялись по музею (они пробыли там целых 80 минут!) и только потом стали вырезать картины из рам и стаскивать к выходу. Затем они сели в поджидавший их автомобиль и скрылись. Всё!

В ту ночь воры унесли 13 произведений искусства, все их можно увидеть на сайте музея (https://www.gardnermuseum.org/about/theft). Выбор грабителей поставил искусствоведов и полицию в тупик. Самым дорогим оказался "Концерт" Яна Вермеера, оцениваемый сегодня в 200-300 млн долларов. Но, наряду с безусловно ценными работами Вермеера, Рембрандта, Мане, они вынесли менее ценные наброски Дега и оставили без внимания висевшие рядом более дорогие экспонаты - Матисса, Уистлера, Микеланджело. При этом прихватили старую китайскую вазу (да, ценную, но весившую около 80 кг - зачем так себя утруждать, если рядом висят гораздо более дорогие и легкие вещи?) и позолоченное навершие древка с наполеоновского знамени.

"Концерт", Ян Вермеер, 1663-1666 гг.
"Концерт", Ян Вермеер, 1663-1666 гг.

Больше украденные артефакты нигде и никогда не всплыли. За любую информацию о полотнах музей объявил награду, сегодня это 10 млн долларов (хм, вы случайно ничего не слыхали о них?..) Кражу расследовали полиция, журналисты, частные детективы и бесчисленные "диванные эксперты". Рождались и умирали самые разные версии. Однако на сегодня ни следа картин, ни реальных подозреваемых нет.

О том, как 16 лет спустя в этом деле появилась зацепка и почему ФБР не смогло добиться успеха, читайте в следующих публикациях.

#нераскрытые преступления #фбр

#провал фбр #музей гарднер #кража картин