Найти тему
Волжский химик

Чтобы кран не упал в ураган

Ураганные отголоски докатились и до Тольятти. В конце июля в Комсомольском районе ветер уронил строительный кран. Как реагируют на ситуацию и снижают риски на Тольяттиазоте, нам рассказал инженер по грузоподъемным механизмам Геннадий Анпилогов.

– Напомните, какие подъёмные краны есть на Тольяттиазоте?

– Есть автокраны, краны на гусеничном ходу. Если говорить о крупной технике, то это три башенных крана БК-1000. Они находятся на каждом из агрегатов АМ-76 и предусмотрены для обслуживания производства.

– А какие особые требования предъявляются к эксплуатации подъемных кранов? Есть нюансы?

– Ситуация с упавшим в Комсомольске краном еще раз доказывает, что не зря грузоподъемные механизмы федеральный закон относит к опасным производственным объектам. В этой сфере – особый надзор и контроль.

– Какие требования по эксплуатации в частности кранов существуют?

– Основные документы– федеральный закон № 116-ФЗ, федеральные нормы и правила ФНП ПС № 461, применяются и другие нормативные документы. В них обозначены необходимые и обязательные требования к подъемным сооружениям, как к производителям кранов, так и к тем, кто их эксплуатирует.

– Перейдем к природным стихиям. Что делать, если поднимается сильный ветер?

– Правилами всё установлено. Давайте обратимся к требованиям федеральных норм и правил: «… подъёмные сооружения должны быть обесточены и приняты меры по предотвращению его угона…».

– Угона?!

Речь идет об угоне ветром. К этому еще вернемся. А пока расскажу, что у каждого крана есть предельно допустимая рабочая скорость ветра. Например, у наших БК-1000 речь идет о 11,6 метра в секунду. Эту скорость измеряет специальный прибор – анемометр, установленный на кране. Если скорость ветра превысит допустимые нормы, прибор подает сигнал. Крановщик должен прекратить работы и принять все меры, которые обозначены и в правилах, и в инструкции.

– Расскажите об основных действиях.

– Во-первых, поставить кран на место стоянки, во-вторых, применить захваты. Это конструкции, которые фиксируют кран к рельсам и не дают ему двигаться (предотвращают угон), даже если дует сильный ветер. Кроме того, у каждой модели крана заводом-изготовителем предусмотрены дополнительные меры безопасности. В частности, на наших башенных кранах машинист, закончив работу, в соответствии с инструкцией, должен опустить стрелу и поставить кран по ветру. Это снижается парусность.

– Но ветер изменчив. Сейчас он дует так, а через секунду меняет направление.

– Конструкцией крана всё предусмотрено. В поворотном механизме башни крана предусмотрена предохранительная муфта или муфта предельного момента. При сильных порывах ветра, для уменьшения парусности кран, как флюгер, будет поворачиваться в ту сторону, куда дует ветер.

Таким образом, от угона по рельсам предусмотрены захваты, от опрокидывания – муфта предельного момента.

– Природа непредсказуема, как рассчитать предельные нагрузки, которые выдержит кран?

– Как раз наоборот, природа достаточно предсказуема. В России есть карта ветровых районов, которая составлена на основе метеорологических наблюдений. Всего восемь таких районов, где «1а» – самый спокойный, а «7» – самый ветреный. Каждый кран имеет четкое указание, в каких ветровых районах его можно эксплуатировать.

– Интересно, а Самарская область на какой позиции?

– Наш показатель умеренный, от «2» до «3». К безветренным, например, относится Москва, Подмосковье и близлежащие города центральной России. А самые сложные условия для работы кранов в основном в районе побережья морей: в Камчатском, Красноярском, Краснодарском крае, Крыму, Мурманской области.

– А наши БК-1000 на какие ветровые районы рассчитаны?

– Как раз до третьего уровня включительно.

– Может ли нерадивый исполнитель работ на свое усмотрение эксплуатировать башенный кран, даже если он не соответствует ветровому району?

– Исключено. Прежде чем кран установить и пустить в эксплуатацию, его подвергают испытаниям, регистрации и учету в Ростехнадзоре.

– Учиться лучше на чужих ошибках. Вы изучаете такие чп, как падение крана?

– Конечно! Сейчас мы ожидаем официального информационного письма от Ростехнадзора Тольятти. Там будут описаны причины и следствия случившегося на стройплощадке в Комсомольском районе. А также поступят задания провести соответствующие мероприятия с персоналом и должностными лицами. Мы будем делать это обязательно. Важно минимизировать человеческий фактор при эксплуатации подъёмных сооружений. Для этого и предназначены производственный контроль и надзор. Правила соблюдать нужно неукоснительно!

Юрий Николаев для "Волжского химика"