Найти тему
Андрей Живаго

Гитлер и кролик или все о побочных сюжетных линиях

Побочные сюжетные линии (в дальнейшем ПСЛ) – это истории, которые основываются на отношениях, в то время как основной сюжет – это история, основанная на действии. ПСЛ имеет ряд определенных функций, которые влияют на глубину и многомерность всего фильма.

"Кролик Джоджо" Режиссер: Тайка Вайтити
"Кролик Джоджо" Режиссер: Тайка Вайтити

Хорошо написанная ПСЛ подталкивает историю вперед, порою совершая реверсии. В «Пианисте» Романа Полански на протяжении всего фильма показывается весь ужас войны и жестокость нацистских солдат и офицеров, и только в концовке фильма перед нами возникает Вильгельм Хозенфельд, ставший неким ангелом-хранителем главного героя, Владислава Шпильмана. Эта ПСЛ переворачивает монету, и нам открывается другая сторона тех людей, которым пять минут назад мы желали всего самого плохого. Мы видим, что и в рядах таких нелюдей были люди и что без этого немецкого офицера великий пианист, скорее всего, погиб бы.

"Пианист" Режиссер: Роман Полански
"Пианист" Режиссер: Роман Полански

Главная и побочная сюжетные линии, как две или несколько нитей, переплетаются и образуют яркое и красочное полотно. Чаще всего, это выражается в пользе второстепенного персонажа главному герою. Например, в мультфильме «Кубо: легенда о самурае» Обезьяна и Жук помогают Кубо найти три артефакта, тем самым, готовя его к главной схватке с Лунным королем. Их смерть и предварительное выяснение, что они мать и отец Кубо, подтолкнут его использовать силу предков в борьбе со своим дедушкой.

"Кубо: легенда о самурае" Режиссер: Трэвис Найт
"Кубо: легенда о самурае" Режиссер: Трэвис Найт

Иногда вся суть фильма раскрывается исключительно в ПБЛ, и именно в них показывается, о чем этот фильм на самом деле. «Ла Ла Ленд» Дамьена Шазелла – это не просто история о неудачной любви, это история о выборе между творческой, тяжелой жизнью и простой, счастливой жизнью. Это показано через сравнение сестры Себастьяна. Лаура возникает в начале, где показано одиночество их обоих, но зарождение и развитие отношений, а потом их дорожки расходятся, и у Себастьяна возникает конфликт с Мией, а его сестра находит свое счастье и выходит замуж. Ближе к концу можно увидеть одинокого Себастьяна в квартире и стоящую фотографию на столе счастливой семьи его сестры.

Порой ПСЛ показывает уязвимость персонажа. Например, в «Шреке» ПСЛ Шрека и Осла показывает, в чем заключается боль главного героя. Они лежат, смотрят на звезды, и перед зрителем предстает Шрек-мечтатель, но не это главное, далее он говорит: «Не успев узнать, судят обо мне,» - что в полной мере раскрывает всю ту печаль, которая осела на сердце Шрека.

"Шрек" Режиссеры: Эндрю Адамсон и Вики Дженсон
"Шрек" Режиссеры: Эндрю Адамсон и Вики Дженсон

ПСЛ помогают раскрыть героев, ибо в действиях кроется суть драматургии, а отношения с разными людьми в разных драматических ситуациях даст наиболее полную и масштабную картину происходящего, как внутри главного героя, так и снаружи. Обычно в фильмах присутствует одна, две ПСЛ, может и больше. Подводный камень заключен в том, что полное отсутствие ПСЛ способно превратить весь фильм в обычное уравнение, где простым вычислением можно предугадать все перипетии фильма, а также лишить фильм глубины. Напротив, переизбыток ПСЛ может скрыть главную сюжетную линию и просто замусорить весь фильм. В таких фильмах обычно совершенно непонятно, что происходит.

На примере фильма «Кролик Джоджо» режиссера Тайки Вайтити будет продемонстрировано, как ПСЛ влияют на основную сюжетную линию. В данном фильме существует пять ПСЛ, непосредственно связанных с главным героем и влияющих на основную сюжетную линию, коей является отношения Джоджо и Эльзы, еврейской девочки, скрывающейся в его доме. ПСЛ «Кролика Джоджо»: Джоджо и мама; Джоджо и Гитлер; Джоджо и капитан Клозерфильд; Джоджо и Йорки; Джоджо и нацистское окружение.

"Кролик Джоджо" Режиссер: Тайка Вайтити
"Кролик Джоджо" Режиссер: Тайка Вайтити

Сперва стоит рассмотреть ПВЛ, связанную с мамой Джоджо. История Джоджо, мамы и Эльзы очень тесно переплетены, ибо они живут в одном доме и напрямую зависят от действий друг друга, о чем нам сообщает сама Эльза, когда угрожает Джоджо не говорить маме о том, что он ее обнаружил. Ее выгонят, но она сдаст семью, тогда заберут маму Джоджо. Мама мальчика взаимодействует как с сыном, так и с Эльзой, принося ей еду. Мама и Эльза, имея схожее представление о мире, подталкивают Джоджо обменять свои глупые предрассудки на гуманистические идеалы, причем, делая это разными способами и не ставя перед собой такую цель. Они просто делятся с Джоджо тем, что выглядит приемлемым для людей, а он под их влиянием меняется. Не сразу, но меняется. Огромный толчок этому изменению дала смерть мамы Джоджо и рассказ Эльзы о реальной стороне дел, связанных с его матерью и отцом. Они оба хотят свергнуть нацистский режим и прикладывают все усилия для этого. Особенно примечательны две сцены. Это сцена ужина, где Джоджо хочет оставить без еды Эльзу и сцена у моста, где его мама объясняет, что такое любовь (бабочки в животе) и что только свободные могут себе позволить танцевать, ведь именно этим в конце и займутся разочарованный в нацизме мальчик и живущая в стене девочка. Без этой ПСЛ вряд ли в истории бы присутствовала драма и актерские перфомансы, но наиболее важно, что история вряд ли бы существовала, ибо толчок дала именно мама, спрятав в своем доме еврейскую девочку, и именно эта девочка помогла Джоджо познать первую любовь и перестать думать, что он нацист.

Далее пойдет весьма интересная и необычная ПСЛ, связанная с Гитлером. Гитлер – это плод воображения мальчика, который, вероятнее всего, сформировался из-за трех очевидных причин: Джоджо нужен отец, мать, несмотря на свою любовь, слишком занята освободительным движением. У мальчика определенно легкая форма шизофрении, то есть конфликт между ОНО и внешним миром, когда содержание бессознательного затопляет сознание Джоджо, и проблемы, существующие только на уровне бессознательного уже не могут там находиться и является ему в его сознании. Если обратить внимание на то, в каких моментах появляется Гитлер на экране, то можно заметить, что появление прямо зависит от внешней ситуации, которая давит на сознание маленького мальчика и его парадигму ценностей. Это проявляется не только в ключевых моментах перелома сознания, но и в обыденных ситуациях, когда Джоджо просто нужны слова поддержки для совершения каких-либо поступков. Слова матери не помогают Джоджо, потому что он не видит той силы, которая может присутствовать в словах отца, поэтому Гитлер является не просто отражением внутренних переживаний Джоджо, но и духовным отцом мальчика, которого ему так не хватает. Их отношения заканчиваются, когда Джоджо понимает, как страшно все то, что делает нацисткая Германия. Переломы и надрывы, живущие внутри Джоджо, срастаются и места для Гитлера в новом, повзрослевшем Джоджо просто не находится, поэтому он выкидывает его в окно, ясно давая понять, что сам Джоджо из мальчика превращается в юношу-подростка, отрицающего авторитеты родителей и стремящегося позаботиться о себе самостоятельно, что он и делает. Данная ПСЛ отражает внутреннее состояние мальчика на протяжении всего фильма, его духовный рост, а также изменение мировоззрения под влиянием внешних факторов, заключающихся в беседе с Эльзой, смертью матери и поступком капитана Клозерфильда.

"Кролик Джоджо" Режиссер: Тайка Вайтити
"Кролик Джоджо" Режиссер: Тайка Вайтити

В отношениях Джоджо и капитана Клозерфильда прослеживается забота последнего над мальчиком. Капитан – близкий друг его семьи, потому что достаточно хорошо знаком с его матерью, ведь именно капитан оказывается чуть ли не сразу у Джоджо дома, когда к нему приезжает гестапо. Капитан ненавидит все то, что относится к нацистской идеологии. Возможно, он разочаровался в этих идеях или он всегда был таким, но то, что он принадлежит к повстанцам – это очевидно. Капитан становится единственным живым человеком, который поддерживает Джоджо в написании книги о евреях, ибо эта творческая работа впоследствии наглядно отразит, что заботило Джоджо в начале, а что в конце фильма. Изображение евреев сменяется на разные пытки Натана, умершего парня Эльзы, а последняя страница – это катающиеся на велосипедах мама и Джоджо. Последний день, который они провели вместе. Капитан на собственном примере показал, что самоанализ путем творчества всегда приведет человека на истинный путь, коим для Джоджо и является счастливая поездка с мамой летним вечерком. Кроме этого, капитан показал, что значит быть самоотверженным. Капитан ценой собственной жизни спасает Джоджо от смерти, прогнав его из места сбора пленных. Расстрел капитана – одно из тех событий, которое повлияло на выбор отпустить девушку из своего собственного «застенного» плена.

"Кролик Джоджо" Режиссер: Тайка Вайтити
"Кролик Джоджо" Режиссер: Тайка Вайтити

История Джоджо и Йорки – это история взросления. Эти два мальчика абсолютно одинаковые в начале, но по воле различных обстоятельств их пути расходятся. В связи с ранением Джоджо ему не дают ту работу, что дают Йорки, но даже находясь в разных местах, они приходят к одному и тому же – они оба освобождают свои души от нацизма. Примечательно и то, что при каждой встрече мальчиков Йорки просвещает Джоджо тем или иным фактом, что говорит об уме мальчика. Данная ПСЛ постоянно двигает сюжет и одновременно отвечает за комедийную составляющую фильма.

Джоджо, несмотря на свое поклонению Гитлеру, не типичный представитель нации. Он даже среди своих, близких ему по мировоззрению людей, чужой, потому что в нем заложены какие-никакие гуманистические принципы. Он так и не убивает кролика, при обыске дома волнуется за Эльзу и сочувствует возвращавшимся раненым солдатам. Джоджо играет в нациста, ему нравится эта военная мишура и форма, личный нож, но, по своей сути, он нацистом не является.

«Кролик Джоджо» - отличный пример фильма, который имеет хорошо проработанные побочные сюжетные линии, влияющие на главного героя и центральную историю. Каждый герой имеет свою определенную функцию и имеет свое влияние на Джоджо, но все они путем разных средств подталкивают Джоджо к изменению своего мировоззрения и своей жизненной позиции.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц