Найти тему
Sunny Blues

Позаимствовав гармонию у «BEACH BOYS» и рифф у Чака Берри, песня «THE BEATLES» стала классикой рок-н-ролла 60-х

Оглавление

В 1968 году Майк Лав из группы BEACH BOYS принял личное приглашение Махариши Махеш Йоги, индийского гуру, известного разработкой техники Трансцендентальной Медитации, принять участие в продвинутом курсе обучения новой технике в ашраме Махариши в индийском городе Ришикеш.

THE BEATLES
THE BEATLES

К огромному удивлению Лава, первыми белыми людьми, которых он встретил по прибытии на место, оказались его давние друзья-соперники в музыке: Пол Маккартни, Джон Леннон, Джордж Харрисон и Ринго Старр.

«Я совершил путешествие на другой конец света в ожидании полного уединения, и неожиданно для себя оказался в центре внимания средств массовой информации, поскольку репортеры со всего мира освещали пребывание BEATLES в Ришикеше.

«Я не мог и представить себе такого», - вспоминает Лав. «BEACH BOYS и THE BEATLES регулярно пересекались друг с другом в течение последних пяти лет на трех разных континентах. Это постоянные битвы кричащих заголовков в СМИ, преданных поклонниц и требовательного эго.

«И что? Теперь я оказался с ними в отдаленном поселении, где ночью по вам ползают скорпионы, а обезьяны прогуливаются прямо по вашему обеденному столу в поисках остатков еды».

Харрисон, Лав и Леннон в Индии, 1968
Харрисон, Лав и Леннон в Индии, 1968

Но зато Ришикеш вдохновлял на творчество. Расположенный в долине, где могучий Ганг уступает место зеленым предгорьям Гималаев, это настоящий анклав безмятежности, место, где творческие личности, каковыми являлись THE BEATLES, могли позволить своим творениям просто изливаться из них в этом райском местечке, свободном от оков современного мира.

И теперь, полвека спустя, Лав с удовольствием вспоминает те семь индийских недель с THE BEATLES (и другими знаменитостями, включая актрису Миа Фэрроу и Донована): «Из этого короткого отрезка времени родилось множество прекрасных духовных вещей. Из всей этой тусовки».

И одной из них была песня Back in the USSR, вошедшая в альбом 1968 года The Beatles. И бридж из Back in the U.S.S.R., который Маккартни в интервью журналу Playboy в 1984 году назвал «своего рода пародией на Beach Boys», появился в результате сотрудничества Маккартни и Лава во время этого ретрита.

«Всё началось с того, что Пол Маккартни пришел на завтрак со стил-гитарой Blickman. Были только он и я, обезьяны и вороны, пытающиеся достать себе еду», - со смехом вспоминает Лав. «Он сыграл этот свой грубый рок-н-ролл, но у него не было бриджа, просто рок-н-ролльные квадраты.

И тут я сказал ему: «Думаю, тебе стоит спеть о девушках из России!» Почему я вдруг так сказал? Я в этот момент вспомнил нашу песню California Girl, как мы пели о «Девушках с Восточного побережья, о девушках с Западного побережья, о девушках с Юга». И я предложил ему: Грузия, Москва и все прочее, что ты ещё знаешь про Россию».

«И вы знаете, оказывается, он вполне способен сочинить мелодию! Он это сделал, использовал мою концепцию и написал этот бридж, И BEATLES весело и с юмором сыграли в стиле BEACH BOYS».

В результате получился знаменитый бридж: «О да, украинские девушки реально меня нокаутируют. Они оставляют Запад позади. Московские девушки заставляют меня кричать, а грузинские - петь, что Грузия всегда в моих, моих, моих, моих мыслях». И всё это в духе BEACH BOYS.

Лав теоретизировал ситуацию: «Я полагаю, что именно от того, что я был там тогда, Маккартни начал думать и писать столь просторечиво».

Лав, являющийся до сих пор ревностным практикующим Трансцендентальной Медитации, также вспоминает, как поездка в Индию вдохновила ливерпульскую четвёрку на создание еще одного из самых известных треков Белого альбома. «Там была девушка по имени Пруденс, сестра Миа Фэрроу. А Донован научил Джона Леннона новой технике игры на гитаре clawhammer и Джон использовал ее в песне Dear Prudence», - рассказывает он.

Лав рассказал, что Пруденс Фэрроу, попав в депрессивное состояние, стала очень уж серьезно практиковать свою медитацию, и скрылась от всех в своем шале в Ришикеше, пытаясь ускорить процесс просветления. Обеспокоенный Леннон написал песню Dear Prudence (Дорогая Пруденс), пытаясь вывести ее из уединения.

«Я очень хорошо знаю Пруденс, и она замечательная женщина. Она инструктор Трансцендентальной Медитации, так же как и я», - рассказывает Лав, ставший инструктором в 1971 году. «Она научила медитировать тысячи людей. У нее степень санскрита в Калифорнийском университете в Беркли. И она умная, очень умная женщина».

В эти семь индийских недель Лав очень подружился с Джорджем Харрисоном. «Мы оба любили индийскую кухню. А Джордж полюбил индийскую музыку, он обучался игре на ситаре у Рави Шанкара. И мы любили Махариши. Джордж был преданным движению Харе Кришна. Думаю, в этом у нас было много общего».

Ришикеш
Ришикеш

Друзья отметили свои дни рождения в Индии. «Что было самым замечательным в мой день рождения, 15 марта 1968 года», - вспоминает Лав: «Джон, Пол, Джордж вместе с Донованом, поскольку Ринго вернулся в Англию, - сыграли песню под названием Spiritual Regeneration Movement Foundation. И в конце Джордж говорит: « С днем рождения, Майкл Лав».

После смерти Харрисона Лав написал очень сентиментальную песню Pisces Brothers, которая вышла на его сольном альбоме в 2017 году,

Пребывание BEATLES в ашраме Махариши Махеш Йоги, где у них не было электрических инструментов, оказалось для группы самым творческим периодом в плане написания новых песен. Леннон вернулся из поездки с 15 новыми мелодиями, Маккартни - с семью, и Харрисон - с пятью.

Ринго Старр также написал свою сольную композицию Don’t Pass Me By. В некоторых сообщениях говорилось, что BEATLES вернулись из Ришикеша с 30–48 песнями. Но что абсолютно точно, так это то, что 18 из этих песен в конечном итоге оказались в оригинальной версии Белого альбома.

Вскоре после возвращения стало очевидно, что песен достаточно для двойного альбома. Леннон, еще находясь в Индии, отправил Старру, который пробыл в ашраме всего 10 дней, а затем улетел домой, открытку: «Сейчас у нас уже песен на две пластинки, так что готовь свои барабаны».

В мае 1968 года BEATLES собрались в загородном бунгало Харрисона в Эшере, в графстве Суррей, где они записали 27 черновых треков на катушечный магнитофон Харрисона. Записанные тогда же акустические версии того, что они насочиняли в Ришикеше, позже были выпущены на компакт-диске под названием Esher demos.

«Это похоже на то, как шампанское брызжет из бутылки - так много у них было материала. И они хотели все записать», - рассказывает продюсер Джайлз Мартин, сын Джорджа Мартина, продюсера BEATLES. «Никто из участников группы не знал песни слишком хорошо.

Это было почти так, как если бы они передавали гитару вокруг костра и говорили: «Пол, что у тебя?», «Джон, что у тебя есть?», «Джордж, что у тебя?» И ты слышишь Ринго или кого-то еще, просто удары в бубен или по столу на заднем плане. Сложилась необычная ситуация, когда BEATLES перешли от ситуации «почти у костра», проигрывая свои демо друг другу, к походу в студию».

Мартин добавил: «Некоторые воспринимали Белый альбом как слишком фрагментированный, называя его звучанием распада BEATLES. Но прослушивая все эти записи, понимаешь, что на самом деле это вообще не так».

Возвращаясь к песне Back In The USSR, можно отметить, что она явно отразила желание BEATLES вернуться к рок-н-ролльным основам после сложных студийных экспериментов нескольких предыдущих лет.

«Чак Берри однажды сыграл песню под названием Back In The USA, которая очень американская, очень чакберривская», - сказал Маккартни в ноябре 1968 года.

«А наша песня про шпиона, который очень, очень долгое время был в Америке, понимаете? И он почти американец. Но он возвращается в СССР и говорит: «Как здорово вернуться домой, я завтра разберу свой дорожный чемодан, а сейчас давай-ка отключим телефон, дорогая».

Как и многие песни из Белого альбома, написанные в Индии, группа записала демо Back In The USSR в бунгало Джорджа Харрисона в Эшере в мае 1968 года, вскоре после возвращения в Англию.

Версия Эшера:

Но когда они приступили к записи песни на Abbey Road, была уже середина августа, и напряженность в группе нарастала. Ринго был недоволен тем, как идут дела. «Я чувствовал, что играю не очень хорошо, и что остальные трое были действительно счастливы, а я среди них был аутсайдером», - сказал он позже. Во время записи Back In The USSR барабанщик решил, что с него достаточно, и ушел. Он провел пару недель на яхте Питера Селлерса в Средиземном море, прежде чем вернуться в группу после того, как остальные убедили Ринго в его ценности для коллектива.

Итак, Маккартни сел за барабаны, и вместе с Джоном и Джорджем группа завершила запись Back In The USSR всего за два дня, 22 и 23 августа 1968 года, добавив в трек звук авиалайнера Viscount.

Получилась настоящая стена из пульсирующих барабанов, энергичных гитар, драйвового баса, громкого фортепьяно и горячего рок-н-ролла. Пол не забыл про Лава: «Мы добавили гармонии в стиле BEACH BOYS».

В результате у одного из самых известных двойных альбомов в истории рок-музыки оказался великолепный вступительный трек.

Читать также: