Найти в Дзене
Принцип «души»

Казус пропаганды

В минувшее десятилетие авторитет России среди постсоветских лидеров и народов пошатнулся. Санкционная политика дальних недоброжелателей все пунктуальнее и жестче, и ни лоббисты, поощряемые нашими зарубежными представительствами, ни тамошнее население, охваченное пропагандистским вещанием, в положительном для нас ключе на ситуацию не влияют. Между тем Telegram-канал «Маргарита Симоньян» рапортует, что RT по количеству уникальных пользователей поднялся на третье место в мире среди новостных вещателей в соцсетях, будучи лучшим по откликам на статьи в Facebook и Twitter в Испании. Отовсюду слышны и зримы панегирики, филиппики, инвективы и нравоучения пула комментаторов во главе с Telegram-каналом «СОЛОВЬЁВ». Почему, однако, наша пропаганда уступает в смысловом противостоянии страну за страной, редут за редутом? Что-то похожее на поздний Советский Союз с его безапелляционной идеологической мощью, которая проиграла анекдотам, редким заглушаемым «голосам» и бледным, передаваемым из рук в руки

В минувшее десятилетие авторитет России среди постсоветских лидеров и народов пошатнулся. Санкционная политика дальних недоброжелателей все пунктуальнее и жестче, и ни лоббисты, поощряемые нашими зарубежными представительствами, ни тамошнее население, охваченное пропагандистским вещанием, в положительном для нас ключе на ситуацию не влияют.

Между тем Telegram-канал «Маргарита Симоньян» рапортует, что RT по количеству уникальных пользователей поднялся на третье место в мире среди новостных вещателей в соцсетях, будучи лучшим по откликам на статьи в Facebook и Twitter в Испании. Отовсюду слышны и зримы панегирики, филиппики, инвективы и нравоучения пула комментаторов во главе с Telegram-каналом «СОЛОВЬЁВ».

Почему, однако, наша пропаганда уступает в смысловом противостоянии страну за страной, редут за редутом?

Что-то похожее на поздний Советский Союз с его безапелляционной идеологической мощью, которая проиграла анекдотам, редким заглушаемым «голосам» и бледным, передаваемым из рук в руки копиям сатирических новелл.

Ставка на имитацию диалога и (мало кем разделяемая) претензия на обладание конечной истиной. Упоение информационным потенциалом и своей ролью в процессе.

И ни капли рефлексии.

Одно из правил древней риторики гласит: сильные аргументы оппонента следует игнорировать, разбивая слабые. Еще одно правило предлагает оратору, завоевывая аудиторию, говорить о том, что важно слушателям, а не ему или его доверителю. Нашим самовлюбленным пропагандистам сила собственных аргументов представляется неотразимой, и они пренебрегают любыми правилами. А зря, – ведь, помимо содержательной уязвимости, в отношениях между людьми (и с аудиторией) зацикленность на своем превосходстве воспринимается как занудство, пусть об этом воспитанные «потребители» и не говорят прямо.

Из интонаций многих наших «кумиров» довольство собой так и брызжет, и даже когда они сообщают аксиомы и факты, заслуживающие принятия, их интонационная «наглость» порождает отторжение и другие чувства, обратные ожидаемым.

Психоанализу известно, что агрессивная (экзальтированная) реакция – признак неуверенности. В моменте шумные выпады производят «оглушающий» эффект, но вскоре слабость тезиса и аргументации открывается и неискушенной публике.

Опросы и рейтинги не всегда релевантны. Абонент смотрит и слушает, нажимая на кнопки, чтобы занять досуг или быть в курсе, не одобряя и не оспаривая. Избиратели отвечают утвердительно и голосуют «правильно», чтобы власти от них отстали (это наша, русских, родовая особенность), когда же появляется шанс для фактического выбора, вот тут-то империи, закованные в броню «высокомерной» пропаганды, и обваливаются «ни с того, ни с чего».

К сожалению, это многоуровневая проблема. Западная и (отчасти) восточная индустрия развлечений задает тренды, а наши (пафосные) фильмы изредка окупаются во внутреннем прокате; американские и европейские ценности влекут и очаровывают (вопреки «внезапной» глупости элит), а с (половинчато) нашими соглашаются от безысходности и открещиваются от них, едва обстоятельства перестают быть чрезвычайными. «Великий Туран», воссоздание Османской империи, рассматривается как реальная (желаемая народами) перспектива, а образ России – объединяющего центра – «ужас» политического и социального дискурса наших западных и восточных соседей.

В чем причина?

Зачем быть однозначно непогрешимыми? Безукоризненное кредо (мнимого) святоши изобличается жизнью, и никакая монополия на противные здравому смыслу версии, маскирующие просчет, не властна этому помешать.

Если сместить акцент в публичном разговоре с «отвлеченных» (подразумеваемый консерватизм) преимуществ «уникальной» цивилизации к потребностям, душевным и телесным, самобытного человека?

Ведь исторически и повседневно наш образ жизни и духовен, и прагматичен, устремлен и к служению, и к свободе, – и всеобъемлющ.

Впервые опубликовано в Telegram-канале «Новый Век».

Книга «Государство-образующая идея России» на сайте издательства.