Найти тему

Как я обучаю детей осознанному чтению

Вот и заканчивается август. Лето - беззаботная и тёплая пора, время отдыха, подходит к концу. Начинается Новый учебный год. И мы опять начинаем искать ответы на вопросы: Как учить детей? Как подготовиться к аттестации? Какие форматы уроков и занятий выбрать? И многие другие. Но чтение - это основа основ. Ольга Федотова в своей статье делится своими методами обучения детей осознанному чтению.

Фото: раскраски; из архива Ольги Федотовой
Фото: раскраски; из архива Ольги Федотовой

У меня трое детей, и все они начали читать примерно в 5-6 лет. Мы учились по букварю О. Жуковой, а также использовали другие пособия для закрепления навыка. Но я не делаю ставку на скорость чтения, для меня гораздо важнее качество. Этап собственно прочтения слова, декодирование знаков-букв в звуки, конечно, очень важен для дошколят и первоклассников. Но это всего лишь начало пути.

Фото: Иллюстрация; Правмир
Фото: Иллюстрация; Правмир

А дальше родителям нужно понимать, что есть различные виды чтения как инструменты для получения информации и работы с ней. Перечислю основные виды чтения, которым следует обучить детей:

1. Просмотровое — пролистываем книгу для составления общей картины; определяем, нужно ли нам ее читать, какую пользу мы можем извлечь. Здесь необходимо обращать внимание на автора, год написания и издания, оформление и пр. Для меня также важен шрифт и качество иллюстраций.

2. Ознакомительное — бегло прочитываем, не вдаваясь в детали.

3. Поисковое — находим конкретную информацию в тексте (например, ответы на вопросы).

4. Изучающее — погружаемся в текст, стараемся стопроцентно понять смысл, выясняем значение незнакомых слов, делаем подчеркивания, выписки.

Если человек может хорошо (то есть доступным языком, не искажая смысла) пересказать другим прочитанное, то это означает, что он действительно умеет читать.

Фото: книги о животных; архив Ольги Федотовой
Фото: книги о животных; архив Ольги Федотовой

У нас в семье - двое школьников начальных классов на семейном обучении (10 и 8 лет) и один дошкольник. Безусловно, мы еще только на начальном этапе погружения в осознанное чтение. Как же я делаю тексты более понятными детям? Один из интересных способов — это читать и делать поделки на тему текста. Особенно актуально проделывать это с научными или околонаучными текстами.

Когда я читала малышам детские книжки о животных, мы часто делали поделки из цветной бумаги, пластилина, рисовали зверюшек карандашами и красками. Игрушечные животные служат моделью для нахождения различных частей тела: так в речь малыша быстрее войдут слова «копыта», «грива», «хобот» и др. Сказка В. Сутеева «Петух и краски» заставила нас задуматься о том, какого цвета бывают петухи, и создать свою работу в технике пластилинография. В схожем ключе можно изучать удивительный мир насекомых: как гусеница превращается в бабочку; откуда берется мед; почему стрекоза летает над водой… А как мы смаковали после этого книгу Яна Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»!

Фото:6дней Творения; архив Ольги Федотовой
Фото:6дней Творения; архив Ольги Федотовой

Через создание поделок можно приобщать ребенка к серьезным вопросам о мироздании. Мы читали Библию для детей и рисовали шесть дней творения. В некоторых книгах дается материал для создания собственных шедевров. Так, мы пробовали копировать шумерские, египетские и финикийские знаки во время чтения книги С. Прудовской «История букв своими руками».

Второй способ — читать и смотреть видео по прочитанному. Конечно, мы прочли огромное количество сказок и посмотрели экранизации многих из них. Особо хочется выделить фильмы-сказки, снятые выдающимися режиссерами А. Птушко и А. Роу. Мы сравниваем прочитанное с увиденным. Я всегда стараюсь сначала прочитать вместе с детьми произведение, а только потом смотреть фильм по нему, ведь во время прочтения подключается воображение ребенка. Недавно я прочла детям книгу К. С. Льюиса «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и платяной шкаф», и мы посмотрели очень зрелищный английский фильм 2005 года.

Фото: Книга "Сказка Светлой поляны"; Зёрна
Фото: Книга "Сказка Светлой поляны"; Зёрна

Третий способ — читать и рассуждать. Обычно я всегда применяю этот способ, ведь именно в общении у детей рождаются вопросы, а также я могу проследить их логику. Так, даже небольшой рассказ вроде «Пичугина моста» Е. Пермяка дает пищу для размышления о том, что такое подвиг. Со старшим ребенком мы сравнивали фантастические миры из «Хроник Нарнии» и «Сказок Светлой поляны» Ю. Вознесенской и Ю. Лигуна.

Работать с разными видами текстовой информации и открыть многие секреты текста помогает книга Г. Г. Граник и О. В. Соболевой «Путешествие в Страну Книги». Читателям предлагается вставлять слова в текст по смыслу, находить ошибки, предполагать, что случится дальше, включать «мысленный экран» и как можно ярче представлять картину прочитанного.

Фото: Книги и поделки; архив Ольги Федотовой
Фото: Книги и поделки; архив Ольги Федотовой

В заключение напомню, что чтение значительно расширяет словарный запас человека, помогает формулировать собственные мысли и четче излагать их. Качественное чтение способствует тому, что дети начинают лучше успевать по всем учебным предметам.

Автор: Ольга Федотова

Опубликовано: https://www.hss.center/

ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Благодарим вас за Ваши "Спасибо".

Подписывайтесь на наш канал. Будьте в курсе событий!

Желаем Вам Успехов, Добра и Радости))