Предыдущую публикацию по данной теме вы можете прочитать по этой ссылке.
Если находиться на позиции приверженцев версии того, что чем более развитой является цивилизация, тем “гуманнее” ее устремления, то первый ответ, который просится: боги приобщили людей к земледелию, чтобы стимулировать их развитие и прогресс человечества в целом.
Ведь для эффективности земледелия требуется, во-первых, оседлый образ жизни, который заставляет человека задуматься о стационарном жилье и теплой одежде на холодный сезон. А это приводит в конечном счете к стимулированию развития техники строительства, ткацкой индустрии и животноводства (не только в качестве источника продуктов питания).
Во-вторых, занятие земледелием требует целой индустрии специфических орудий труда, изготовлением которых (хотя бы в силу занятости самих земледельцев) занимаются отдельные “специалисты”. В целом, необходимость целой “армии подсобных работников” обуславливает высокую численность земледельческого сообщества, стимулирующую развитие общественных отношений. И так далее, и так далее… Земледелие действительно оказывается “спусковым крючком” прогресса.
В рамки этой версии укладываются действия великих богов-цивилизаторов (если их так можно назвать) – Виракочи и Кецалькоатля в Америке, Осириса в Египте…
Но может быть и другой вариант ответа:
“Все шумерские тексты в один голос сообщают о том, что боги создали Человека, чтобы возложить на него свои труды. “Эпос о сотворении мира” вкладывает это решение в уста Мардука: “Создам я примитивное творенье; и имя ему будет – “Человек”. Создам я примитивного Рабочего, и будет он на службе у богов для облегчения забот земных”” (З.Ситчин, “Двенадцатая планета”).
“Тот факт, что человек был создан богами в качестве своего слуги, вовсе не казался древним людям странным или особенным. В добиблейские времена почитаемое божество именовалось “Господином”, “Сувереном”, “Царем”, “Правителем”, “Хозяином”. Слово же, которое традиционно переводится как “преклонение” – “авод”, – на самом деле имеет значение “труд”, “работа”. Древний человек отнюдь не “поклонялся” своим богам – он на них работал” (там же).
Не очень лестно, конечно, чувствовать себя фактически потомками рабов…
Некоторым утешением могло бы служить то, что столь “откровенно и цинично” цели богов формулируются лишь в мифологии Месопотамии. Однако и в других регионах, практически везде, боги требовали от людей жертвоприношений, – и хотя это уже более завуалированная формулировка, но имеет она, по сути, тот же смысл. Только вместо “рабского труда” на богов предусматривается определенного рода “дань”, что ассоциируется с заменой рабовладельческих отношений на феодально-крепостные.
Мы не будем подробно останавливаться на вопросе о жертвоприношениях. Это вообще отдельный вопрос…. Здесь же нам интересно может быть то, что в перечне жертвоприношений богам присутствуют и продукты земледелия. Но чаще всего в этом перечне фигурируют (и выделяются “отдельной строкой”) напитки, изготовляемые из этих продуктов и вызывающие алкогольное или легкое наркотическое опьянение.
Согласно египетской мифологии, поскольку у Осириса был особый интерес к хорошим винам (мифы не сообщают, где он приобрел этот вкус), “он специально обучил человечество виноградарству и виноделию, в том числе сбору гроздей и хранению вина”.
В Америке:
“”Пополь-Вух” указывает на то, что первый вид продовольствия, приготовленного из маиса, принимал форму спиртного напитка – девяти спиртных напитков Шмукане (Бабушки)… Девять спиртных напитков Шмукане становятся по преимуществу священной пищей, предназначенной исключительно для приношений аграрным богам…” (У. Салливан, “Тайны инков”).
В Индии люди
“кормили богов вегетарианской пищей. Только в особых случаях в жертву им приносили животных. Чаще всего пищу богов составляли аналоги современных лепешек, блинов, клецок из пшеничной или рисовой муки. Поили богов молоком и напитком Сомы, который, как полагают специалисты, обладал наркотическим действием” (Ю.В.Мизун, Ю.Г.Мизун, “Тайны богов и религий”).
В ведийском ритуале жертвоприношения напиток сома занимает центральное место, являясь одновременно и богом. По количеству посвященных ему гимнов его превосходят только два бога – Индра и Агни, которые и сами были тесно связаны с этим божественным напитком.
Принимая дары и подношения от людей, боги не выбрасывали их, а потребляли в неимоверном количестве. Пристрастие богов к спиртным и хмельным напиткам прослеживается в мифах всех древних цивилизаций.
Шумерские боги щедро угощают друг друга пивом и алкогольными напитками. Это было не только средством снискать чье-то расположение, но и способом снизить бдительность другого бога, чтобы, напоив его до бесчувствия, украсть у него то “божественное оружие”, то атрибуты царской власти, то некие могущественные Таблицы Судеб… В “крайних” случаях боги спаивали своих врагов, чтобы их убить. В частности, идея хорошенько напоить дракона вином и уж тогда, доведя его до беспомощного состояния, убить, сумела пропутешествовать из мифологии хеттов до берегов Японских островов.
В текстах мифов Шумера весьма однозначно указывается, что боги создавали человека в состоянии подпития. При этом прием ими спиртных напитков осуществлялся и непосредственно в процессе творения. Как известно, люди тоже так часто поступают…
Также при решении вопросов чрезвычайной важности боги нуждались в алкоголе. Вот, например, как описывается ход принятия решения о передаче верховной власти богу Мардуку перед лицом устрашающей угрозы со стороны богини Тиамат:
“Они [небесные боги] беседовали, рассевшись на пиру. Они ели праздничный хлеб, вкушали вино, увлажняли свои трубки для питья сладостным хмелем. От крепкого питья их тела разбухли. Они крепли духом, пока тела их никли” (“Энума элиш”).
Вообще, боги в мифологии мало что совершают великого, предварительно как следует не набравшись… Это же характерно, например, для Индии. “Индра пьян, Агни пьян, все боги захмелели”, – говорится в одном из гимнов. А бог Индра вообще славился своим ненасытным пристрастием к опьяняющему напитку – сома, который избавляет людей от болезней, а богов делает бессмертными.
“…в Ведах раскрывается секрет того главного свойства, которое отличает богов от людей, – бессмертия. Оказывается, изначально “бессмертные” были смертны; неподвластными ходу времени они стали, употребляя амриту – священный нектар [тот же сома] – и произнося специальные мантры” (В.Пименов, “Возвращение к дхарме”).
С этих позиций легко объяснимым становится факт окультуривания, скажем, винной ягоды в Передней Азии или кокаинового куста в Америке. Также как и винограда – культуры, которая, с одной стороны, требует просто-таки неимоверных усилий по уходу за ней, а с другой – служит, в основном, для виноделия (использование винограда для утоления голода в “сыром виде”, в виде сока или изюма составляет столь ничтожную часть, что вполне может считаться лишь “побочным исключением”). (А. Скляров)
Продолжение статьи вы можете прочитать по этой ссылке.
#мифология #мифы и легенды #история #загадки истории #древние цивилизации #андрей скляров #человек #прогресс #земледелие