Как психосоциальное измерение изменяет картину старения.
Гинг получает плохую репутацию. Но болезни, упадок сил и дискомфорт-это далеко не вся история. Дилип Джесте, профессор психиатрии и неврологии Калифорнийского университета в Сан-Диего и директор Центра здорового старения UCSD, призывает нас взглянуть на это еще раз.
В разговоре с Джест отмечает, что некоторые вещи улучшаются с возрастом, например, способность принимать решения, контролировать эмоции и проявлять сострадание к другим—другими словами, мы становимся мудрее с возрастом. Он утверждает, что задача хорошего старения состоит в том, чтобы быть оптимистом, жизнерадостным и активным, позволяя преимуществам возраста проявляться. Соответствующая задача для врачей заключается не только в увеличении продолжительности жизни, но и в увеличении здоровой жизни.
Что такое успешное старение?
Существует три области старения: физическая, когнитивная и психосоциальная. Большинство людей думают о старении как о физическом старении, и именно поэтому существует негативное восприятие старения и предубеждение против старения. С точки зрения познания, опять же, есть нечто подобное. Начиная со среднего возраста, скажем, около 60 или около того, память и другие способности снижаются. Однако психосоциальное старение действительно важно, и это, как правило, не изучается и не входит в понятие старения.
Так что же такое психосоциальное старение? Это включает в себя такие вещи, как благополучие, счастье, качество жизни, контроль над эмоциями, социализацию. Это те вещи, которые очень важны для людей, и их нужно учитывать. Успешное старение в основном означает лучшее благополучие, большее счастье и не просто достижение старости, но процветание и даже расцвет.
Разве старение не должно быть стрессом?
В более старшем возрасте в некоторых областях наблюдается больший стресс. Физические болезни, инвалидность, смерть близких и близких, финансовые проблемы, выход на пенсию и потеря чувства цели-все это подлинные стрессы старости.
Важно то, как вы реагируете на стресс. Мы провели исследование, в котором приняли участие около 2000 человек в возрасте от 21 года до 100 с лишним лет. Мы рассматриваем их физическое здоровье, когнитивные функции и психосоциальное функционирование. Мы обнаружили, что физическое здоровье снижается после среднего возраста, что неудивительно. Когнитивные функции начинают снижаться в более старшем возрасте, что неудивительно. Но психосоциальное функционирование, включая здоровье, качество жизни и счастье, постепенно улучшается с возрастом. Пожилые люди справляются со стрессами лучше, чем люди в возрасте от 20 до 30 лет. Когда ты молод и что-то идет не так, ты можешь быть раздавлен. Когда ты стар и что-то идет не так, ты говоришь: “Все в порядке. Есть и другие вещи, которые пойдут правильно”.
Становимся ли мы мудрее с возрастом?
Эмпирические исследования показали, что пожилые люди лучше, чем молодые, с точки зрения контроля над эмоциями, лучше знают себя, принимают лучшие решения, требующие опыта, и проявляют больше сострадания и сочувствия к другим. Это то, что я включаю в мудрость. Так же как и вещи, которые являются компонентами мудрости, которые могут увеличиваться с возрастом.
Как вы думаете, где находится мудрость?
Нейросхема, в широком смысле, включает в себя две области. Одна из них-префронтальная кора, которая является новейшей частью эволюции мозга. Это та часть мозга, которая делает нас людьми. Вторая-это миндалевидное тело, наше лимбическое полосатое тело, которое является старейшей частью мозга в процессе эволюции. Это то, что есть в мозге других животных.
Мудрость-это баланс между познанием и эмоциями. Это баланс между эгоизмом и просоциальным поведением. Это баланс между тем, что полезно для вас, и тем, что вы должны делать, потому что это хорошо для выживания общества. Вот что отражает эта нейросеть.
Существуют ли стратегии успешного старения?
ДА. Существует довольно много стратегий, и опять же, они направлены на успешное физическое старение, когнитивное старение, психосоциальное старение. В их пользу имеются убедительные доказательства. Один из них-ограничение калорий. Второе-это физическая активность, физические упражнения. Очень важно. Даже люди в инвалидных колясках могут заниматься определенной физической активностью. Кроме того, необходимо поддерживать активность вашего мозга, делать что-то довольно сложное. Не слишком напряженно, но несколько сложно. Существует социализация, соответствующая степень социализации. Затем следует отношение и поведение, жизнестойкость, оптимизм, сострадание, работа для других, волонтерская деятельность. Что они делают, так это придают жизни цель, и это делает вас счастливее. И есть другие стратегии, такие как медитация, для снижения стресса.
Есть ли область исследований старения, которой, по вашему мнению, уделяется недостаточно внимания?
ДА. Я действительно думаю, что сейчас основное внимание в области старения в целом и особенно в здравоохранении уделяется лечению инвалидности и болезней. Вместо этого основное внимание следует уделять профилактике. И профилактика начинается не в 65 лет. Старение начинается не в 65 лет, старение начинается с зачатия.
Стратегии, о которых я упоминал, такие как соблюдение здорового питания, физическая активность, поддержание активности вашего мозга, социальная вовлеченность, что—то делать для других-все это должно происходить с самого раннего детства. Нам необходимо обучать жизнестойкости и оптимизму в наших школах взрослых молодого и среднего возраста. Если бы мы это сделали, распространенность многих заболеваний, таких как диабет, болезни сердца и инсульт, значительно снизилась бы.
Вот почему я действительно возражаю против того, чтобы рассматривать старение как что-то плохое, неуправляемое, неожиданность, катастрофу, то, чего мы хотим избежать с помощью омолаживающих средств. Мы должны взглянуть на положительные аспекты старения и посмотреть, как мы можем их улучшить.
Как вы относитесь к своему собственному старению?
Я действительно чувствую, что с возрастом я научился на собственном опыте. Я не знаю, мудр я или нет, это неправильный вопрос. Но я действительно чувствую, что с годами стал мудрее. Или с годами я стал менее неразумным, как бы вы это ни называли. Я оглядываюсь по сторонам и вижу несколько образцов для подражания, которые прекрасно справляются с возрастом, а затем других людей, которые тратят свою старость на то, чтобы быть более жесткими и жаловаться на вещи. Поэтому я думаю, что нахожу исследования, которые я провожу, верными себе.