Когда мы слышим словосочетание - подводная лодка - на ум приходят события не ранее начала XX века, например, Первая мировая война, с её «неограниченной подводной войной». Любители фантастики вспомнят роман Жюля Верна 1869 года, «Двадцать тысяч лье под водой» и бороздящим подводные глубины «Наутилусом». Но идеи скрытных подводных судов существовали и ранее. В России на бумаге такая идея впервые была оформлена в челобитной, поданной на имя Петра I плотником Ефимом Никоновым в 1718 году.
Судьба первой челобитной осталась неизвестной, но вторая, написанная год спустя, была царем прочитана и вызвала явный интерес. Несмотря на то, что Ефим Никонов был крепостным крестьянином, не имевшим никакого образования, даже челобитные были написаны не им, Петр увидел в нём потенциал и после разговора с глазу на глаз дал начало его проекту.
Строительство «потаённого судна» решено было производить в тайне, на Галерной верфи. Сейчас о её существовании на карте Петербурга напоминает Галерная улица, идущая от Сенатской площади к Новому Адмиралтейству. Первоначально, для испытаний планировалось создать «образцовое судно» меньшего размера, то есть модель, по всей видимости, оно так и должно было называться, но, вероятно, вследствие ошибки название на закладной доске получилось - «Морель». Государем было приказано предоставить все требуемые для постройки материалы и рабочую силу. Как должно было выглядеть судно доподлинно неизвестно, его чертежи не сохранились, но по дошедшему до нас перечню материалов и той информации, что для его постройки привлекались бочары – судно должно было быть бочкоподобным. Вражеские корабли планировалось поражать из «огненных труб». Так же существовала концепция выхода экипажа подводного судна в специальных костюмах, для проведения диверсий, но до создания «водолазных костюмов» дело не дошло.
«Потаённое судно» было готово к 1721 году, его испытания проводились в присутствии царя. Место их проведения также вызывает споры. Есть версия, что происходило это на Неве, но существует и другой вариант…
Километрах в двадцати северо-западнее Санкт-Петербурга возводился Сестрорецкий оружейный завод. Для обеспечения работы его машин возводится плотина, что приводит к образованию водохранилища - Сестрорецкого Разлива. На его берегу, по адресу Петровская набережная дом 1, стоит построенный в 2009 году храм, посвященный морякам подводникам. Рядом стоит камень с высеченным на нём изображением и пояснительной надписью: «Испытание потаённого судна Ефима Никонова в присутствии Петра I 1721 г.»
Рядом стоит макет-реконструкция предполагаемого вида «Морели».
Возможно, потаённое судно выглядело не совсем так, но вряд ли мы узнаем, как всё было на самом деле.
Испытания прошли не совсем удачно, после того, как судну удалось всплыть после погружения, оно все же затонуло, экипаж во главе с мастером удалось спасти. Тем не менее, Петр приказывает строить полноразмерное «потаённое судно». В 1724, опять-таки в присутствии императора, состоялись новые испытания, на сей раз судно при спуске на воду получила повреждение дна. Но идея не была заброшена. Новое испытание было проведено 1725 году, его так же нельзя назвать удачным. В этом же году умирает Пётр I и Ефим Никонов лишается своего главного покровителя. В 1727 уже году проходит последнее безуспешное испытание. После этого проект прекращается, Е.Никонова понижают до адмиралтейского работника и отправляют в Астрахань, где его след теряется.
По всей видимости, создатель первой российской подлодки был человеком необычайно одарённым. Однако несовершенство материалов того времени, а возможно и нехватка некоторых технических знаний не позволили ему стать основателем первого в мире подводного флота.
Если понравилась статья, подписывайтесь на канал, ставьте лайки.