Все эти перечисленные в заголовке термины в наше время служат как синонимы слову «пират». Тем не менее, так было не всегда, и о том, что конкретно обозначало каждое из этих слов, мы сегодня и поговорим.
Каперы
Происхождение такого явления как каперство уходит корнями в седую древность. Что делать, если кто-то материально пострадал (читай – был ограблен) от представителя другого государства? Согласно законам некоторых государств, в таком случае он имел полное право, так сказать, «взыскать ущерб» не то, что непосредственно с грабителя, но, в принципе, с любого его соотечественника. В средневековье данная традиция получила название «репрессалий».
Слово «капер» происходит от нем. слова «kapern» [захватывать]. В XIII в. европейские государства, в планах обеспечения контроля за капитанами, которые, помимо иностранных судов, могли нападать на сограждан, переходят к практике раздачи так называемых каперских патентов.
Каперов, таким образом, отличало от пиратов главным образом наличие особого «удостоверения», позволяющее грабить корабли другого государства, с которым страна, выдавшая патент, находится в состоянии войны. Однако им воспрещалось трогать неприятеля, с которым было заключено перемирие.
Корсары
Если «капер» было немецким словом, то «корсар» - изначально итальянское «corsaro», в свою очередь восходящее к латинскому «cursus» [курс]. Слово это было заимствовано французами («corsaire»).
По факту корсары – те же каперы, только само слово использовали в странах романской языковой группы. В узком смысле, однако, речь идёт о вполне определённых каперах – французах из Сен-Мало. В 1144 г. епископ Жан де Шатильон дал данному городу статус убежища. В Сен-Мало начался приток разных воров, мошенников, убийц. Примерно через 250 лет город стал свободным портом, а ещё через столетие его наводнили прибрежные каперы. Ещё в течение долгих лет он оставался негласной столицей французских корсаров.
А в Англии во второй половине XVII в. появился свой термин. Каперов на туманном альбионе называли приватирами [от слова «частный»]. Голландских каперов называли флекселингами – название произошло от города Флиссинген, служившего основной базой их базирования.
Флибустьеры
Флибустьеры (название происходит от видоизменённого нидерландского «vrijbuiter» вольный добытчик) также были обязаны иметь разрешительные грамоты на грабёж иностранных судов. Нанимали флибустьеров обыкновенно губернаторы английских и французских островов Вест-Индии, и их целью были корабли испанцев и американские колонии.
Как правило, в любой разрешительной бумаге указывалось, на какие корабли и колонии можно было совершать рейд, на какие нет, и куда впоследствии следовать кораблю за сбытом захваченного добра и наградой. Выдавали такие грамоты, как правило, любым капитанам, согласным раскошелиться.
Буканьеры, буканиры
С последними терминами всё куда интереснее. Буканьер, например, вообще никакого отношения к морским разбойникам не имел. Французы на Гаити нередко охотились на одичавших свиней и ламантинов, а впоследствии коптили мясо убитых животных на деревянных рамах. Устройство это на аравакском (языке индейцев Южной Америки и Больших и Малых Антильских островов) обозначалось как «buccan». Соответственно, охотники на этих животных назывались буканьерами.
Значение этого слова меняется во второй половине XVII в. Часть французов с Гаити изгоняют на остров Тортуга, находившийся на тот момент под патронажем лондонской кампании острова Провиденс. Охотники на тот момент начали заниматься пиратской деятельностью, так что англичане на свой манер называли их буканирами («buccaneer», слово, искажённое от французского «boucanier»). Под буканирами, соответственно, англичане понимали французских пиратов, к которым впоследствии присоединились и некоторые английские и голландские моряки. Все вместе они занимались довольно удачным грабежом испанских судов.
Английская корона подсуетилась и вскоре стала выдавать специальные лицензии буканьерам, легализуя, таким образом, их деятельность против испанцев. Однако спустя 50 лет от этой практики постепенно отказываются: уж слишком сложно оказалось контролировать морских разбойников. Буканьеры, таким образом, становятся уже известными нам пиратами – от легальной (во многих случаях, впрочем, полулегальной) они переходят к нелегальной деятельности, и бороться с ними с этих порой пытаются власти разных иностранных государств.
(с) Zeist
Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен и Telegram: https://t.me/vestnikistorii
Мы будем очень признательны любой поддержке!